Семейное образование
Проект Игоря и Валентины Чапковских
Площадка обмена опытом СО
для начинающих и практикующих родителей
Главная / Форум
Мобильная версия форума - в разработке!
Для удобства пользования форумом поверните экран телефона в горизонтальное положение!
Здравствуйте, Guest
Для участия в форуме мы просим Вас зарегистрироваться.
Добавить сообщение на форум может только
зарегистрированный пользователь.
Если Вы уже зарегистрированы:
Войти > >
Объявление форума

Уважаемые посетители!
Наш форум открыт. Добро пожаловать! Ознакомьтесь с Правилами форума

Форум для родителей-практиков семейного образования
       Аттестации по предметам
       Готовимся к ГИА сами!
RSS

Готовимся к ГИА сами!

ГИА по русскому языку.

<<Назад  Вперед>>Страницы: 1 2 * 3 4
Печать
 
Ева


Ева 112
Откуда: Москва и Московская обл.

Ссылка

Дата регистрации на форуме:
6 фев. 2011
pavla:

На здоровье!check_img(":biggrin:")
А еще надо обсудить части С (С2.1 или С2.2), типичные темы мини-сочинений, выдержку из инструкции по проведению ГИА, чтобы и мы, и наши дети точно знали, что можно, что нельзя, на что есть право, на что нет. Ну и, конечно, трудные места из программы русского языка. Когда перед нами с дочкой встают трудные вопросы и удается найти верные ответы, хочется поделиться, чтобы пригодилось еще кому-то. Нам на помощь учителей рассчитывать особенно не приходится, полагаемся на свои силы.

Еще немного о сжатии текста при написании изложения:
Существуют конкретные, всем понятные, но, увы, отсутствующие в школьных учебниках приемы сжатия текста. В разных методичках и учебных пособиях эти методы описываются по-разному, по-разному даже называются при перечислении. Перекопав кучу литературы, нашла довольно ясные приемы. Вот они, возможно, пригодится, если сами не найдете лучшие варианты:

К приемам сжатого изложения относятся:
1) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;
2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;
3) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;
4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
5) перевод прямой речи в косвенную;
6) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;
7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, зависит от задачи и особенностей текста.

Если ребенку (или Вам) покажется сложноватым, то можно попроще: есть три основных приёма:
-исключение примеров, частностей, деталей и т.п.;
-обобщение нескольких однородных проблем, мелких вопросов и т.п.;
-сочетание исключения и обобщения.
Например, если попадается длинное предложение с перечислением (т.е. однородными членами), это перечисление можно опустить/сократить либо обобщить:
В коробке лежали синие, красные, зеленые и жёлтые шары.
Сжатие: В коробке лежали разноцветные шары.
Помните, что при написании сжатого изложения следует заменять конкретное и отдельное обобщающим, а также исключать несущественное. Выполняя это задание, учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Наверное, о сжатом изложении это, в основном, все. Будем учиться его писать.

pavla


pavla 112
Откуда: Москва

Ссылка

Дата регистрации на форуме:
4 июня 2011
Ева
С удовольствием тоже бы добавила что-нить от себя ценное. Но пока еще не в теме, думаю и другие тоже. )))Так что вам еще раз большой респект! check_img(":biggrin:")

Ева


Ева 112
Откуда: Москва и Московская обл.

Ссылка

Дата регистрации на форуме:
6 фев. 2011
pavla:

Лето, лето... Все отдыхают...check_img(":biggrin:")
Поближе к сентябрю народ подтянется, я надеюсь. Есть же на форуме учителя-словесники?!

pavla, я очень на Вас надеюсь на добавления по части математики. Есть задумка открыть темку "ГИА - математика". Сдавать-то всем, верно?

Nata


Nata 112
Откуда: Москва

Ссылка

Дата регистрации на форуме:
19 июля 2009
Ева,
Хотя до ГИА нам уж очень далеко, тем не менее Ваш материал оказался очень кстати. Собираюсь начать с ребенком писать изложения. Взглянула на это дело теперь глубоко и получила ясную картину, к чему собственно идем.
Тему "Трудные вопросы русского языка в 8 классе" тоже посмотрела. Нам рано. Мы с сыном с 1-го класса завели одну большую толстую тетрадь, в которую он заносит все правила русского языка. Я решила, что это будет одна тетрадь с правилами и теорией на все школьные годы. Очень удачно получилось. Тема "Словосочетания. Способы подчинительной связи." обязательно окажется в этой тетради позже.


Ева


Ева 112
Откуда: Москва и Московская обл.

Ссылка

Дата регистрации на форуме:
6 фев. 2011
Доброго всем дня!
Продолжаем разбираться с ГИА; теперь нам предстоит часть С.

Формулировка: Выполните на отдельном подписанном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С 2.1 или С 2.2. Перед написанием сочинения запишите номер задания: С 2.1 или С 2.2.
Для выполнения С 2.1 необходимо прочитать текст, часто представленный в виде диалога двух людей. Темой диалога является обсуждение роли различных знаков препинания и других тем русского языка, связанных с орфографией и пунктуацией. Можно создать некий список тем, по которым девятиклассникам было предложено написать сочинений-рассуждения объемом не менее 90 слов (обычно это формат тетрадной страницы рукописного текста). Зная эти темы, можно приготовить их заранее и тем самым облегчить жизнь ребенку.

Что же это за темы? Чаще всего писали:

Для чего нужны знаки препинания?( встречается часто, в школе эту тему готовят обязательно)
Зачем нужна пунктуация?
Зачем нужны правила орфографии?
Зачем нужны кавычки
Зачем нужны однородные члены предложения? (в нашем сборнике «40 типовых вариантов для подготовки к ГИА» эта тема встречалась более 5 раз, прямой смысл подготовить)
Что такое фигуры речи?
Какую роль играют имена прилагательные (встречается часто)
Что такое историзмы (диалектизмы, архаизмы) и какую роль в речи они играют?
Что такое публицистический (научный, разговорный, художественный) стиль?
Что такое риторические восклицания?
Можно ли стать грамотным, не освоив…(непроверяемых слов; написания -Н, -НН; …)
Что такое вводное слово?
Зачем нужны неполные предложения?
Что такое метафора?
Что такое текст-повествование (текст-описание)?
Что такое прямая речь?
Для чего нужны цитаты?
Для чего нужны заглавные буквы?
Чем интересны литературные воспоминания?
Зачем нужны уточняющие члены предложения?
Что такое прямое и переносное значение слов?
Объясните, как вы понимаете, что такое односоставные предложения?


Мой список не претендует на полноту, возможны и другие варианты, но высока вероятность встретить эти темы на ГИА и, главное, можно подготовиться заранее. Не все люди, а тем более 9-ти классники, отличаются легким слогом, умеют изложить свое мнение, видение проблемы или вопроса. Но, раз это можно заранее подготовить, то будем готовить.

Как? Во-первых, неленивый человек найдет через поисковик 125 вариантов самых разных сочинений-рассуждений. Дальше - дело техники, можно выбрать то, что больше устроит, отредактировать, скачать и распечатать, завести такую своеобразную тетрадь с темами, которая пригодится для подготовки к ГИА. Еще можно отработать несколько взаимозаменяемых блоков (вводная часть, изложение своего мнения, обязательно примеры из текста, если это требуется, как доказательства, вывод).

Ева


Ева 112
Откуда: Москва и Московская обл.

Ссылка

Дата регистрации на форуме:
6 фев. 2011
ГИА часть С (продолжение):
Хочу привести пару удачных, на мой взгляд, примеров написания лингвистических сочинений-рассуждений :

Запятые в русском языке.
Запятая – это один важных знаков препинания, без которого действительно обойтись невозможно.
Запятые в предложениях выполняют разные функции. Во-первых, запятая может употребляться в разделительной функции. Например, в предложении 3 запятая разделяет части сложного предложения с бессоюзной связью между ними: «За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой…».
Во-вторых, очень важна выделительная функция запятых. Так, в предложении 11 запятые выделяют обращения «юноша, мой друг», а в предложении 5 - обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, «провожая в тяжёлый путь жизни».
В заключение хотелось бы сказать, что запятая – это многофункциональный знак препинания, от правильной расстановки которого зависит понимание смысла написанного.

ТИРЕ.
Можем ли мы обойтись на письме без тире? Конечно, нет.
Самый распространённый случай использования этого знака препинания в простом предложении – тире между подлежащим и сказуемым. Приведём в пример предложение №6: «Надежда и ожидание – единственное, чем жили люди». В этом предложении опущен глагол-связка «есть», а подлежащее и сказуемое выражены именем существительным.
Очень необычный способ постановки тире – это уточнение. Обычно при уточняющем обстоятельстве времени или места ставятся запятые. Но когда автор хочет отметить большую значимость уточняемых слов, он в качестве обособления использует тире. Обратимся к первому предложению текста: «Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или полтора». На месте тире можно вставить слова «а именно». Следовательно, перед нами действительно случай обособления уточняющего обстоятельства времени при помощи тире. Этот знак можно расценивать как авторский. Писатель использовал его, чтобы продлить паузу, а, следовательно, выделить голосом уточняющий член предложения и придать ему большую смысловую значимость.
Тире – это большая пауза в устной речи, чем запятая. Чередование пауз делает наш язык более мелодичным. Как же можно обойтись без тире?


Обязательно надо учитывать формулировку задания. Например, в задании предложен диалог между Антоном и Сашей, каждый из которых имеет свою точку зрения на вопрос «Зачем нужны знаки препинания конца предложения?». Тогда лучше начать свое сочинения со слов «В споре между Антоном и Кириллом прав, разумеется, Антон.», далее доказывать свое мнение , излагая примерно так: « Действительно, как мы можем обойтись на письме без знаков препинания конца предложения?Не будь точки, вопросительного и восклицательного знаков, многоточия, все предложения слились бы между собой. Но ведь предложение – это, как известно, законченная мысль. В случае утраты знаков препинания конца предложения все мысли перемешаются. Как же мы сможем тогда понять друг друга?Но и это ещё не всё. Точка, вопросительные и восклицательные знаки помогают нам выбрать правильную интонацию в речи: понизить или повысить голос, сделать в нужном месте паузу. Без них наша речь звучала бы безлико и однообразно.», находя в тексте подтверждения : « Подтверждение этому – восклицательные предложения в конце текста: №№ Пример…» и заканчивая выводом : «Без знаков препинания конца предложения вряд ли человек понял бы намерения своего собеседника: сообщить важную информацию, задать вопрос или сделать резкое замечание.
А разве можно было бы без верного знака произнести фразу: «Ура, скоро каникулы!»?»

Таких вариантов можно найти множество, надо только уловить закономерности, научиться использовать некоторые приемы, и все отлично получится!

Ева


Ева 112
Откуда: Москва и Московская обл.

Ссылка

Дата регистрации на форуме:
6 фев. 2011
Часть С, продолжение:

Итак, у нас есть выбор: С 2.1(лингвистическое сочинение-рассуждение) или С 2.2. Что такое С 2.2? Это тоже сочинение-рассуждение, которое пишется с опорой на небольшой текст. Задание часто бывает сформулировано так: "Объясните, почему автор многие годы видит во сне дворы, поросшие травой и одуванчиком (или почему для автора лучшим временем была киевская весна, или о чем говорит фраза был август сорок первого года)?". Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных вам предложений или применяйте цитирование (избегая чрезмерного цитирования). Объем сочинения не менее 50 слов.

Кому-то из ребят (мамы лучше знают своих детей) будет легче воспользоваться домашней заготовкой (которая в то же время и хорошая подготовка!), а кому-то несложно прокомментировать позицию автора, объяснить, как он понимает смысл той или иной фразы, все индивидуально. И все же, на мой взгляд, для написания С 2.2 надо иметь некоторые литературные навыки, не говоря уже о слоге и грамотности, иметь достаточно широкий кругозор, уметь пользоваться русским языком, как инструментом для того, чтобы объяснить смысл фразы "...И эта мятая шляпа, шляпа нищеты, шляпа горечи, шляпа тысяч несчастий и миллионов терзаний - сколько я видел в детстве таких шляп...?"

Не забудем, что для написания сочинения-рассуждения, пусть и короткого, дается 55 минут. Надо обдумать, грамотно, с доказательствами и примерами из текста, написать и проверить.
Непросто... Но кто предупрежден, тот вооружен.
Теперь мы знаем хотя бы то, чего мы (и наши дети) не знаем, будем узнавать!check_img(":biggrin:")

oksanamama
Зарегистированный пользователь


Откуда: :: Россия :: Краснодарский край :: Краснодар ::

Ссылка

Дата регистрации на форуме:
17 авг. 2011
О , Боже мой! Страшновато.Как насчет авторов в восьмом?Мне больше нравится Бархударов.Выписала с оzon.ru пособие Шкляровой к 8му кл.Может еще что посоветуете.С сочинениями и изложениями у нас пока совсем никак.

Ева


Ева 112
Откуда: Москва и Московская обл.

Ссылка

Дата регистрации на форуме:
6 фев. 2011
oksanamama:
"Как насчет авторов (учебников по русскому языку) в восьмом (классе)?"

Обсуждение этого вопроса давайте перенесем в тему "Русский язык", там это уже немного обсуждалось.

Аш из Тулы


Аш из Тулы
Откуда: :: Россия :: Тульская обл. :: Тула ::

Ссылка

Дата регистрации на форуме:
29 нояб. 2012
Весьма кстати) Гиа через месяц) Обязательно вернусь сюда ещё)


<<Назад  Вперед>>Страницы: 1 2 * 3 4
Печать

Последние RSS
Аттестат с отличием
ВОПРОСЫ 2024
ищу единомышленников в г. Тюмень
семейное обучение
Семейные классы (Москва ЮЗАО)

Самые активные 5 тем RSS
Промежуточные аттестации
СО без промежуточных аттестаций
ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ 2021-2022
9 класс на СО.
Гиа за 9 класс


Главная страница