Профиль |
Сообщение отправлено: 15 января 2015 14:50
. Необходимо уточнить, что педагоги писали о методиках преподавания своего предмета, будь то математика или физика, т.к. педагогов-универсалов, преподающих на одинаковом и соответствующем ФГОСам уровне и Русский-Литературу, и Математику, и Историю, и прочие дисциплины БУПа в средней школе не существует. Исключение - начальная школа. Малокомплектные школы, особенно в сельской глубинке, когда один учитель под давлением обстоятельств вынужден преподавать и Физику, и Технологию, и Физкультуру не рассматриваем.
Впервые блочное преподавание предмета в свою практику ввел В.Ф.Шаталов. В начале 70-х гг. XX в. народный учитель СССР Виктор Федорович Шаталов разработал оригинальную новаторскую систему обучения и воспитания школьников. Она стала популярной во многих странах мира, с успехом используется не только в школе, но и в профессиональных и военных училищах. Шаталов развил установленные наукой закономерности, которые ранее не были востребованы педагогикой. На педагогическую тему Шаталовым написано более 20 книг, многие из них переведены на разные языки мира. Главный и чрезвычайно важный момент, он же повод обратиться к блочному изучению предметов - тот аспект, что при малом количестве часов изучения и преподавания ребенок получает прочные, хорошо структурированные знания при одновременном развитии его мышления, творческого в т.ч., и показывает хорошие результаты при сдаче экзаменов. Обучающийся научается рассуждать, анализировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения и естественно использовать свои знания на практике.
Блочное изучение предметов - разговорный термин, существует две методики преподавания школьных дисциплин, название каждой из которых включает слово «блочный». Это блочно-зачетная система и блочно-модульная система. Она существует внутри каждого отдельного предмета - это важный момент, который стоит отметить. Не особенно вдаваясь в узко-профессиональные детали различий между ними(это не суть важно), постараемся все же разобраться, что это вообще такое?
Блочно-зачетная система ( блочно-модульное преподавание )- изучение учебного материала осуществляется логически завершенными блоками, разделенными на отдельные самостоятельные части. Весь учебный материал разбивается на тематические блоки (или на темы, для простоты понимания), после изучения блока для контроля результатов обучения проводится зачет – итоговый контроль по блоку. Перед изучением нового блока обязательно повторение изученного блока (заметим это, это отличает блочно-зачетную систему от системы «сдал и забыл», помноженную на «галопом по европам»).
Обучение проходит в режиме погружения, знания по блоку не только контролируются, но систематизируются и углубляются. При блочном методе обязательны несколько этапов: теоретический блок, даваемый учителем при изучении нового материала, систематическое повторение материала, контроль знаний, умений и навыков, гибкая система оценивания знаний учащихся, одной из форм которой является зачет.
Блочный метод помогает пройти учащимся через все уровни усвоения учебного материала, от базового (минимально необходимого) до творческого. Шаталов рекомендовал блочно-зачетную (блочно-модульную) систему для учащихся с высокой мотивацией к изучению предмета, любознательностью, познавательной потребностью. Блочно-зачетная система помогает ускоренной адаптации к обучению на более высоких ступенях образования в ССУЗе и ВУЗе, в которых подобная форма преподавания является преимущественной.
Как мы видит, блочно-зачетная система ( блочно-модульное преподавание ) предполагает не самостоятельное освоение материала, а подачу его учителем, причем на достаточно высоком уровне, который обеспечивает качественное изучение учебного материала, систематическое повторение и контроль знаний. Очевидно, что представление некоторых родителей о блочном изучении предметов, как некое весьма поверхностное их не освоение даже, а прохождение-пробегание по системе «изучил-сдал-забыл» ничего общего с блочно-зачетной (блочно-модульной) системой изучения не имеет. Это, предположительно, система прохождения материала, максимально упрощенная, максимально адаптированная под ребенка, которому освоить программу предмета в полном объеме, как того требуют ФГОСы, не под силу.
При написании статьи использованы следующие ресурсы:
http://www.pomochnik-vsem.ru/l...18-1-0-889 ,
http://lukh-licey.narod.ru/block.htm , использован материал сайтов «Большая перемена», «МОУ - Лицей», «Социальная сеть работников образования», «Российский
общеобразовательный портал».
Это теория. Теперь о практике, причем собственной. Как оказалось, все годы СО мы изучали Математику (Алгебру и Геометрию), Физику и Историю именно таким блочным методом. Учебный материал разделяется на блоки-темы, которые изучались (постоянно повторялись) и сдавались на ПА. Мы сдавали не Физику вообще, а конкретные темы, по которым проводилась проверка знаний и умений ребенка, а потом оценка за год суммировалась. Я описывала собственный опыт, у каждой семьи он может отличаться. Готова обсудить любые вопросы открытой темы.