В чем вообще роль взрослого, а что ребенку надо делать самому?
Взрослый, прежде всего, организатор занятий. Нужно решить, когда детям естественно ложиться и когда вставать, в какой половине дня лучше заниматься. Затем нужно распределить занятия в течение недели: какими-то предметами нужно заниматься каждый день, какими-то два раза в неделю. В зависимости от способностей ребенка и его возраста, а также качества учебника, нужно определять, насколько самостоятельно он будет осваивать предмет. Распределение самостоятельности ребенка и участия взрослого по годам обучения выглядят примерно так: в начальной школе ребенка нужно, образно говоря, вести за руку (то есть присутствовать во время занятий), в пятом-шестом классах нужно учить добывать знания из книжки, объяснять, как составлять конспект, давать ребенку, что возможно, осваивать самостоятельно. Как правило, к седьмому классу, можно научить детей самостоятельно учиться, а именно, не объяснять им новый материал, а только отвечать на вопросы.
Отметим: если в нужное время необходимые шаги по воспитанию самостоятельности не были предприняты, то не стоит ожидать от ребенка, что он освоит это автоматически.
Например, у ребенка не выработаны некоторые жизненно важные навыки или он не приучен к определенной работе. Не нужно надеяться, что это пройдет с возрастом.
Родительское воспитание в каких-то вопросах не имеет альтернативы.