Основные сведения
ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ?
Законодательство — это система нормативных правовых актов, действующих в стране.
В законодательство России входят законы, подзаконные нормативные акты федерального уровня, регионального уровня и правовые акты органов самоуправления.
Нормативные правовые акты образуют единую систему. Это значит, что все они строго соотносятся друг с другом, ни один из них не может противоречить правовому акту с высшей силой.
Высшим нормативным правовым актом в России считается Конституция РФ.
В 43 статье Конституции говорится, что Российская Федерация поддерживает различные формы обучения, в том числе семейное образование.
При защите прав ребенка можно опираться непосредственно на Конституцию. Все нормативные акты РФ, федерального и местного уровня, должны ей соответствовать.
Законы и подзаконные акты
По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.
1. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения.
Законы могут быть
- федеральными (их действие распространяется на всю территорию России, например, Закон об образовании РФ 273-ФЗ, Семейный Кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях);
- и региональными (они действуют только на территории региона, например, Закон Омской области от 18 июля 2013 года N 1569-ОЗ «О регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области» действует только в Омской области) Региональные законы должны соответствовать федеральным.
Законы принимают законодательные органы государственной власти:
- федеральные законы принимает Федеральное Собрание РФ
- Региональные законы – высшие законодательные органы регионов РФ (например, Московская городская дума, Государственный Совет Удмуртской Республики и др).
2. Подзаконные нормативные правовые акты издаются на основании закона и во исполнение его. Они конкретизируют положения закона и развивают их.
Это могут быть Указы, Приказы, Положения, Постановления.
Принимаются они исполнительными органами власти
- Федеральными (Президентом РФ, Правительством России, федеральными министерствами – например, Минобрнауки РФ)
- И региональными (руководителями республик, областей и других субъектов РФ, региональными министерствами, например, Министерством образования и науки Челябинской области).
Будьте внимательны!
Названия могут сбить начинающих родителей с толку: Министерство образования в разных регионах может называться по-разному, например, не Минобр, а Департамент образования Вологодской области.
В то же время в другом регионе Департаментом будет называться отдел образования городского органа самоуправления, например, Департамент Образования Администрации г. Новый Уренгой.
Разобраться просто: дело не в названии, а в уровне власти, и соответственно, территории, на которую эта власть распространяется. То есть нужно понимать структуру власти в РФ, и тогда все станет ясно. Структура власти в РФ.
Подзаконными актами являются также решения органов местного самоуправления (муниципалитетов, городских дум).
Муниципалитеты могут принять Положение о СО, где регламентируют получение образования в этой форме, могут внести в него пункт о выплатах компенсаций (так поступили в г. Ижесвке УР и в Московской области). Нормативные акты местного самоуправления должны соответствовать федеральным правовым актам, а также правовым актам своего региона.
Подзаконные акты не могут противоречить закону, не могут ограничивать права, данные законом; зато могут расширять права по сравнению с законами.
Различные ведомства и организации издают локальные нормативные акты (например, Положение школы о промежуточной аттестации), которые действуют только внутри организаций и ведомств. Например, «Методические рекомендации» Управления образования по организации СО не имеют силы для родителя, так как он не является работником этой организации, не связан с ней какими-либо другими отношениями. В частности, такие внутриведомственные акты не могут предписать родителю подавать заявление об отчислении при выборе СО.
Локальный нормативный акт организации не может противоречить законам, а также другим подзаконным правовым актам, имеющим высшую силу. Например, если Устав школы не предполагает заочную форму или самообразование, на правах конкретного ребенка это никак не сказывается, так как локальный акт не может отменить право, данное федеральным законом.
Высшая юридическая сила.
В законодательстве существует строгая система соподчинённости нормативных актов.
Каждый нормативный акт должен строго соответствовать любому нормативному акту, имеющему по отношению к нему высшую юридическую силу, или приоритет.
В России установлена следующая иерархическая система нормативных правовых актов (в зависимости от их юридической силы):
1. Конституция Российской Федерации.
2. Международные договоры и соглашения России, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, составляют особую группу, которая является составной частью правовой системы России. Международные договоры и соглашения России имеют бо́льшую юридическую силу, чем законы и подзаконные акты Российской Федерации.
Например, Декларация прав ребенка и Конвенция о правах ребенка.
3. Федеральные законы
4. Федеральные подзаконные правовые акты:
- Указы Президента Российской Федерации
- Постановления Правительства России
- Акты федеральных органов исполнительной власти (приказы Минобра РФ и Федеральной службы надзора и контроля в сфере образования, СанПиН), а также акты иных федеральных органов власти Российской Федерации (Генеральной прокуратуры Российской Федерации и т. д.)
5. Законы субъектов федерации
6. Подзаконные правовые акты субъектов федерации.
7. На уровне муниципального образования — решения муниципального образования (Положение об освоении общеобразовательных программ в форме семейного образования г. Ижевска).
8. Локальные акты (Положение школы о порядке промежуточной аттестации).
Итак, локальные акты школы (Уставы, приказы директора и т.д.) занимают низшую ступеньку в иерархии правовых актов и должны поэтому соответствовать КАЖДОМУ нормативному акту с высшей силой — начиная от федеральных законов и заканчивая Постановлениями Администрации города (района). При любом противоречии этот локальный акт не действует. Нам в этом случае не нужно заставлять школу менять этот локальный акт, и вообще не нужно доказывать, что он не соответствует закону (можно, но не нужно). Мы опираемся на федеральный закон, этого достаточно.
Можно ли отстоять свои права в суде?
Родители подают в суд, чтобы отстоять свое право на образование, достаточно редко. Пожалуй, чаще всего это случается, когда решаются финансовые вопросы. Если права ребенка нарушались из-за местного правового акта, суд признает недействующими те пункты местного нормативного акта, которые препятствовали осуществлению прав ребенка, предоставленных правовым актом с высшей силой. Вот пример решения суда в случае, когда местный нормативный акт сужал права ребенка по сравнению с федеральным законом.
Порядок выплаты в период с 1 сентября 2015 года компенсации при получении ребенком общего образования в форме семейного образования, утвержденный Приказом Министерства образования Омской области от 16 июня 2015 г. № 39, содержал требование предоставлять для получения компенсации результатов аттестации только из школы по месту проживания:
5. Для получения компенсации в текущем году родитель подает в структурное подразделение органа местного самоуправления муниципального образования, осуществляющего управление в сфере образования, расположенное по месту жительства (пребывания) ребенка, заявление с приложением:
4) копии документов, выданных муниципальными (государственными) образовательными организациями, расположенными на территории муниципального образования по месту жительства (пребывания) ребенка, о результатах государственной итоговой аттестации или промежуточной аттестации, содержащих сведения об объеме освоения ребенком образовательной программы в семье;
В начале 2018 года многодетная мама из Омской области опротестовала в суде это требование.
Поскольку судом было установлено, что подп. 4 п. 5 Порядка выплаты компенсации вступает в противоречие с законодательством, имеющим большую юридическую силу, решением Омского областного суда от 11 января 2018 года подпункт 4 пункта 5 Порядка выплаты признан недействующим со дня принятия (Дело № 3а-1/2018):
Доводы административного ответчика относительно того, что региональный законодатель вправе определять критерии предоставления меры социальной поддержки, финансируемой исключительно за счет бюджета Омской области, судом отклоняются, поскольку положения ст. 26.3.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» не свидетельствуют о наличии у субъекта Российской Федерации правомочий по ограничению уровня гарантий, в частности, права на образование, установленных федеральным законом.
Говоря иными словами, Федеральный закон об образовании дает нам право самим выбирать образовательную организацию для аттестации в качестве экстерна. Требование для получения выплат на СО экзаменоваться только в школе по месту жительства нарушает это право.
Уверения представителя местной власти, что они могут действовать по своему усмотрению, не основаны на законе. Самоуправление дает право местным властям принимать решения только в рамках федерального законодательства.
По решению суда мама получила компенсации на ребенка, который сдавал аттестации в соседнем городе в этом же регионе, а нормативный акт, который привязывал выплату компенсаций к аттестации по месту проживания, был редактирован. Вынося такое решение, суд руководствовался принципом высшей юридической силы: никакой местный акт (не то что Положение школы, но даже региональный закон) не может помешать осуществлению прав, которые даны федеральным законом.