Семейное образование
Проект Игоря и Валентины Чапковских
Площадка обмена опытом СО
для начинающих и практикующих родителей
Главная / Форум
Мобильная версия форума - в разработке!
Для удобства пользования форумом поверните экран телефона в горизонтальное положение!
Здравствуйте, Guest
Для участия в форуме мы просим Вас зарегистрироваться.
Добавить сообщение на форум может только
зарегистрированный пользователь.
Если Вы уже зарегистрированы:
Войти > >
Объявление форума

Уважаемые посетители!
Наш форум открыт. Добро пожаловать! Ознакомьтесь с Правилами форума

Форум для родителей-практиков семейного образования
       Практика обучения и воспитания
       Обучение русскому языку и общение детей
RSS

Обучение русскому языку и общение детей

<<Назад  Вперед>>Страницы: 1 *
Печать
 

Предварительное обсуждение темы

Пытливая
Зарегистированный пользователь


Откуда: Москва - Долгопрудный

Ссылка

Дата регистрации на форуме:
28 июня 2011
Ева пишет: "Тему общения затрагивать не хочу, боюсь, что мое мнение может не понравиться".

Ева, напишите своё мнение мне лично ( если здесь не хотите ). Мне интересны разные взгляды.
Я имела в виду общение по интересам. У нас был такой опыт. Сын занимался в эколого-биологическом центре. Дети из его группы посещали занятия после школьных уроков от "нечего делать", поэтому общаться по теме сыну приходилось только с учителем.
Хочу найти в Москве объединение, где дети пишут сочинения по своим фантазиям, читают, обсуждают на уровне своего возраста.

Анна
Зарегистированный пользователь


Откуда: Россия

Ссылка

Дата регистрации на форуме:
15 фев. 2009
Я согласна с Евой в том, что списывание высокохудожественных текстов замечательно продвигает русский язык в детской головёнке. Со своим ребёнком я именно с этого и начала занятия русским языком. Но... моему чаду (с моей точки зрения) этого недостаточно. Русский язык по-настоящему изучается в процессе творчества. Поэтому... художественные переводы с английского (а потом и французского) на русский язык. С семи лет. Сначала подстрочник, потом тщательный подбор синонимов, фразеологизмов; взмахи красной пастой ("Я сама редактор!") - и в чистовик! Со своими собственными картинками (иногда). Знание орфографии и пунктуации вплетается незаметным и необходимым манером, без излишнего нажима, но и без убого-школьного разделения на темы: "Ой, а в каком классе изучается деепричастный оборот?" В любом! Если это нужно СЕЙЧАС! Необходимость консультироваться со словарём кажется естественной.



Комментарий модератора:
Укажите, пожалуйста, регион проживания.


Nata


Nata 112
Откуда: Москва

Ссылка

Дата регистрации на форуме:
19 июля 2009
Ева, мы занимаемся языком именно так, как Вы написали. Удивительно прямо, как мне близок Ваш пост про занятия по русскому языку дома.
За 1-2 класс (закончили за 1 уч. год) ребенок переписал:
- около десятка небольших произведений Л.Н. Толстого;
- несколько рассказов К.Д. Ушинского;
- М.Ю. Лермонтов "Бородино";
- Н.А. Некрасов "Мужичок с ноготок";
- А.С. Пушкин "Сказка о попе и работнике его Балде";
- К. Паустовский "Похождения жука-носорога".
- несколько басен И.А. Крылова и еще несколько кусочков других произведений, которые он не закончил.
Переписывание было запланировано у ребенка сначала 4 раза в неделю, потом 2 раза в неделю. Сколько будет писать – договариваемся. Иногда один абзац, иногда одно предложение, иногда столько, сколько захочет. Произведение обычно он выбирал сам, то, что ему было интересно из домашних книг, кроме самой первой книги, которую предложила я. Обязательным условием является то, что он самостоятельно сверяет списанный текст с оригиналом, а затем уже читаю я. Эффект оказался потрясающим - ребенок отлично чувствует язык!
И мы тоже параллельно пишем диктанты. Начинали с двух диктантов в неделю (один из них – словарный), сейчас пишем один диктант в неделю. Сын сам планирует в какой день. Сейчас это вторник. Для этого пользуюсь несколькими сборниками диктантов, в том числе и рекомендованным Вами. К диктанту могу дать несколько заданий.
Анна, и мы тоже переводим тексты, но только с английского. Ребенок выбрал «Новый наряд короля» Андерсена. Такая работа запланирована 1 раз в неделю. Выполняется достаточно медленно – одно предложение за занятие. Сначала он переписывает предложение на английском и сверяет с текстом, как и тексты на русском. Потом каждое слово ребенок ищет в словаре, записывает, затем думает и формулирует предложение. Этот труд длится уже полгода и до конца произведения еще примерно столько же. Поняла, что надо выбирать тексты покороче).


ОльгаК



Откуда: Владивосток

Ссылка

Дата регистрации на форуме:
30 окт. 2010
Мне нравится идея переводов текстов и художественное их оформление. И списывание (возможно с любого текста, даже научного). Мы переводим тексты по темам, которые дети выбрали на лето. Тропический лес для младшего. Он пишет все в тетрадь. Даже хочет свои переводы поставить на свой сайт. Старший переводит тексты по биологии (Здоровое питание) про белки, жиры и т.д. Теперь думаю, что по переводам со старшим мы будем повнимательней, так же как и с младшим.

Ева


Ева 112
Откуда: Москва и Московская обл.

Ссылка

Дата регистрации на форуме:
6 фев. 2011
Трудные вопросы изучения русского языка в 8 классе.

Уважаемые форумчане!
В программе 8 класса по русскому языку есть непростая тема "Словосочетания. Способы подчинительной связи.", которая традиционно очень трудна для понимания. Причин немало: это и неясное изложение и подача материала в некоторых учебниках, и недостаток времени у учителя, и тот момент, что больше к этому вопросу ни в 9-м, ни в 10-м, ни в 11-м классах обычно не возвращаются. Ребята забывают материал очень быстро, буквально за пару месяцев, а когда он "всплывает" сначала на ГИА, а потом на ЕГЭ, у большинства возникают затруднения. Возникли и у нас, пришлось подойти к вопросу дотошно, порыться в разных учебных пособиях, найти более-менее понятное определение в учебнике Бархударова и др, но с некоторыми поправками из других пособий. Хочу поделиться с вами, думаю, тем, кто хочет знать и сдать чуточку больше, чем на "тройку", это пригодится.

В словосочетаниях слова связываются тремя главными способами подчинительной связи: согласованием, управлением и примыканием.

Согласование - это такая связь, при которой зависимое слово - имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного (причастие, числительное, местоимение), зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Примеры: липовая аллея, об интересном рассказе.
Сравните (Тростенцова-Баранова-Ладыженская): вид связи, при которой зависимое слово имеет те же формы числа и падежа ( а в ед.ч. и рода), что и главное.

Управление - это такая связь, при которой зависимое слово - имя существительное и все слова с признаками существительного. Примеры: встретить друга, любовь к Родине.
Сравните (Тростенцова-Ладыженская): вид связи, при которой зависимое слово ставится в таком падеже, который требуется главным словом.
Примыкание - такая связь, при которой зависимое слово - наречие, деепричастие и неопределенная форма глагола, а также притяжательные местоимения 3 лица (её портрет), простая форма сравнительной степени прилагательного(мальчик постарше)
Примеры: очень любить, почти незаметно, говорил улыбаясь.
Сравните (Тростенцова-Баранова-Ладыженская): вид связи, при которой зависимое слово присоединяется к главному по смыслу.


А теперь попробуем проверить себя, ответим на несколько типичных вопросов теста «Словосочетания»:

1. Укажите словосочетания со связью СОГЛАСОВАНИЕ
1) учиться мудрости
2) идти в гору
3) второго этажа
4) идти в кино
2. Укажите словосочетания со связью УПРАВЛЕНИЕ
1) совсем просто
2) следить за садом
3) уйти незаметно
4) липовая аллея
3. Укажите словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ
1) отличная оценка
2) уйти не прощаясь
3) возвратиться домой
4) несъедобные грибы
4.Укажите верное утверждение « БЕСЕДА НАЕДИНЕ»
1) это словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ
2) это словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ
3) это словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ
4) не является словосочетанием
5. Укажите верное утверждение «Я ВЕРНУЛСЯ»
1) это словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ
2) это словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ
3) это словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ
4) не является словосочетанием


ОТВЕТЫ:
1. (3) 2.(2) 3.(2) 4.(1) 5.(4)

Примечание (мое):
если Вам (притом, что Вы - не профессиональный педагог-словесник) и Вашему ребенку удалось правильно ответить на вопросы теста, особенно на №/№3, 4 и 5 (Примыкание), используя ТОЛЬКО определение из учебника Тростенцовой-Ладыженской,
то Вы - гений. check_img(":biggrin:")

Статья по теме

Ева


Ева 112
Откуда: Москва и Московская обл.

Ссылка

Дата регистрации на форуме:
6 фев. 2011
О занятиях ( неформальных, в т.ч.) русским языком дома.
Уважаемые Пытливая, Анна, Nata!
Списывание текстов - один из лучших и первых приемов обучения русскому языку детей, это давно известно.
Анна пишет:
"Со своим ребёнком я именно с этого и начала занятия русским языком.

Хочу отметить, что списывать надо не любые тексты ( тексты из учебников, на мой взгляд, менее всего для этого подходят), а лучшие тексты из русской художественной литературы, "высокохудожественные", как назвала их Анна. Объясню свою точку зрения.
Списывание обучает детей грамотному письму, а так как большинство детей визуалы, лучшие образцы русской письменной речи хорошо откладываются в детских головах. Школьные учителя в своих рабочих программах, планах уроков часто пишут, что списывание "формирует умение списывать с печатного текста (?), развивает мышление и память, воспитывает аккуратность и усидчивость, расширяет словарный запас, воспитывает любовь к русскому языку" и даже (мне удивительно!) "воспитывает любовь к своей школе". При чем тут воспитание любви к СВОЕЙ школе, мне совсем непонятно... Ну, это ладно. Важнее другое: то, что для меня лично стоит на первом месте (любовь и бережное отношение к русскому языку), для школьных учителей всего лишь один из многих пунктов плана-программы, который они должны выполнить.

Получается, что у нас несколько разные цели. Я хочу воспитать грамотного, любящего родной язык человека, а школьный учитель хочет воспитать усидчивого, аккуратного, внимательного, любящего свою школу (послушного? легко управляемого?) ученика. Может быть, поэтому русский язык у большинства наших детей сегодня вызывает такие затруднения, диктанты пишут с большим (а иногда пугающим) количеством ошибок, свою письменную речь стараются предельно упростить, излагая мысли по принципу " чем короче предложение, тем меньше ошибок", тем самым бесконечно обедняя великий и могучий русский язык.
Еще пара слов о школьном уклоне в формализм.
Понимаю, что в школе учителя часто не могут себе позволить роскошь иметь собственное мнение, преподавать предмет по авторской программе (здесь можно много писать, почему, но не стану, мы сейчас не об этом). Над ними висит Минобразования со множеством писем и директив, например, таким http://ruokueda.narod.ru/doc/Pismo_MO_RF_kontrol.htm . "Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения."
Давным-давно нет никакой персональной ответственности в школе за что-либо, увы... Часто учителя началки просто малограмотные люди, допускающие море ошибок. Во 2-м классе наша учительница постоянно говорила "прорёшивайте", "ложите книги в сумку", "не залаживайте в мой стол", "пошлите все в столовую", "ихний" и "ездиют". Проверяя тетради, красным писала такое, что можно отнести просто на страничку юмора. И это не только нам так не повезло (она преподавала несколько лет в нескольких московских школах, ранее - на Украине), можно почитать учительские сайты, что и как пишут педагоги. Ошибок очень, очень много! Да и на наш форум нередко заходят мамы, получившие педагогическое образование и ранее работавшие учителями в школах. Ошибки ну просто режут глаз, но режут нам, а им самим это совершенно незаметно... Жаль. Это их и беда, и вина. И еще объяснение того, почему школьники так плохо знают русский язык, безграмотно пишут и не любят ни русского языка, ни литературы. Чего стоит один только прием "какографических упражнений" (я не шучу, есть такое!). Этот метод воспитания "орфографической зоркости" предусматривает исправление учениками, у которых эта самая зоркость и грамотность совершенно не сформировались, умышленно допущенных ошибок. А детки-то - визуалы! И насмерть впечатывается неправильное написание слов... А сколько труда потом понадобится для того, чтобы выпрямить кривое, научить писать ребенка грамотно! Вот уж, поистине, "какографический" прием, сущее вредительство!

"...уровень подготовки детей, в частности орфографической, не устраивает ни учителей, ни родителей, ни общество в целом, что красноречиво подтверждают результаты ежегодно проводимых контрольных работ по русскому языку."
"Решение проблемы орфографической грамотности своими корнями уходит в начальную школу, т.к. здесь закладываются основы всех знаний и умений.( из письма Минобразования 2010 г.)

Можно подписаться под каждым словом! "Главное в работе учителя в начальной школе – научить детей учиться, развивать их речь, ум, воображение и т.д." (из того же письма). Сегодня русскому языку во всех школах учат так, что не развивается ни речь, ни ум, ни, тем более, воображение. Такие задачи, на самом деле, и не стоят. По-моему, главные требования, которые предъявляют к ребенку в школе сегодня, это: не затруднять собой начальство(учителя), не задавать ненужных вопросов, не иметь собственного мнения, но бездумно следовать образцам и т.д. Кроме того, в школе у учителя, как правило, остро и всегда не хватает времени. Где уж тут развивать ум и воображение!

"В качестве примера возьмем результаты контрольного диктанта, проводимого для проверки уровня сформированности орфографических и пунктуационных навыков по русскому языку за курс основной школы (2001-2002 уч. год).

Диктант проводился в 44 школах (78 классов) Северного округа г. Москвы. Общее количество учащихся в данных классах - 1935, работу выполняли 1760 человек, из которых 52% не продемонстрировали желаемой грамотности( написали на "тройку"). Почти 16% учеников допустили 5 и более ошибок (данные МИПКРО, рукопись).

Так обстоит ситуация только в одном округе г. Москвы, и в других она, к сожалению, не лучше."
Добавлю, во многих московских районах дело обстоит хуже в силу исторических и иных причин, а в других регионах России - еще хуже.

На мой взгляд, грамотность – это составная часть общей культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания между людьми. Если человек пишет безграмотно, к тому же не видя собственных ошибок, еще и являясь учителем, то это просто ужасно. Ну какое может быть к нему уважение?! Уважение не дается автоматически, его надо заслужить. А если ко множеству орфографических ошибок добавляется (а так обычно и бывает) лексическая безграмотность, неумение выразить свою мысль и донести ее до собеседника, то о каком взаимопонимании может идти речь? Люди изначально не понимают друг друга и не понимают причин этого непонимания, отсюда - возникновение конфликтов.

Уважаемые форумчане!

Я писала, опираясь на собственный опыт, выражала свое мнение, никому его не навязывала, одновременно имея множество сторонников и подтверждений своей правоты.
Если кто-то с ним не согласен - это его право. Для того и форум.

От души желаю всем успехов , больших и маленьких, в деле воспитания и образования детей.check_img(":biggrin:")

Обсуждение статьи

Nata


Nata 112
Откуда: Москва

Ссылка

Дата регистрации на форуме:
19 июля 2009
Ева, Ваш пост очень интересен.
Могу сказать, что все мои дети не «чистые» визуалы, у них преобладает визуально-кинестетическое восприятие мира. Даже кинестетика (тактильное восприятие, через тело) где-то работает больше. Списывание текста и здесь отлично подойдет. Ребенок запоминает правильное написание не только на уровне зрительном, но и на телесном, когда своей собственной рукой пишет правильно и грамотно.
А школьные учебники с их отрывками-«огрызками» прекрасных художественных произведений действительно никуда не годятся и только наносят вред ребенку, который только начинает интересоваться русским языком и литературой. На уроках вообще слишком большая важность придается работе по школьным учебникам и совсем не ценится реальная жизнь, которая дает детям самые честные, правильные и ценные уроки. В контексте изучения русского языка - хорошие художественные произведения, которые интересны ребенку.



<<Назад  Вперед>>Страницы: 1 *
Печать

Последние RSS
Аттестат с отличием
ВОПРОСЫ 2024
ищу единомышленников в г. Тюмень
семейное обучение
Семейные классы (Москва ЮЗАО)

Самые активные 5 тем RSS
Промежуточные аттестации
СО без промежуточных аттестаций
ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ 2021-2022
9 класс на СО.
Гиа за 9 класс


Главная страница