Версия для печати
- Форум для родителей-практиков семейного образования https://www.familyeducation.ru/speeches/
-- Аттестации по предметам https://www.familyeducation.ru/speeches//index.php?f=22
--- Готовимся к ГИА сами! https://www.familyeducation.ru/speeches//index.php?t=149
-- Ева пишет 12 июля 2011 9:08
С 2004 года в России выпускники 9-х классов сдают ГИА по русскому языку. Это первое серьезное испытание для ребят, т.к. это - государственная аттестация. И школа, и департамент образования придают ей очень большое значение, задолго до испытаний учителя начинают готовить детей к этим важным событиям: уплотняют программу, чтобы высвободить время для "натаскивания", ксерокопируют бланки и учат правильно их заполнять (ставить крестик в окошке, а не галочку,правильно указывая свой номер и т.д.) Школьный учитель поставлен перед необходимостью жесткого выбора: или обучать детей грамотности, давая возможность ежедневно писать, или «выписывать из предложений 5–8 все слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой». У нас, родителей-семейников, проблемы выбора нет. Как существа более свободные и не зависящие в такой степени от РОНО, постараемся воспитать грамотных людей, с одной стороны (наша главная задача), а с другой - сделаем все возможное, чтобы ГИА наши дети сдали хорошо.
Итак, готовимся к ГИА сами! Присоединяйтесь, мамы и папы, сдавать этот экзамен будут все без исключения! check_img("")
-- Ева пишет 12 июля 2011 13:11
Уважаемые форумчане!
Эта тема, конечно, будет более интересна родителям, чьи дети учатся в средней школе, классе в 7-м - 8-м. Но начинать готовиться к ГИА можно (а многие учителя считают, что и нужно) гораздо раньше. Тогда в 9-м классе можно уделить достаточно внимания чисто формальным моментам, а все остальное время посвятить именно обучению.
Так или иначе, но большинство родителей знают в общих чертах, что такое ГИА, на полках книжных магазинов стопками лежит специальная литература, призванная помочь подготовиться к этому экзамену, есть достаточное количество сайтов, также созданных с этой целью. И каждый год возникает множество вопросов, что и как предстоит выполнить на экзамене, чего ожидать, как готовиться. Кроме того, надо отметить, что почти каждый год приносит те или иные изменения, касающиеся как содержания экзамена, так и параметров оценки.
На форуме собрались родители, чьи дети осваивают школьную программу самостоятельно (неважно, как называется выбранная форма), нам придется труднее, чем школьникам-очникам и их родителям. Но мы попробуем!
Что же происходит на ГИА по русскому языку? За четыре часа школьник должен написать сжатое изложение по прослушанному тексту, сочинение-рассуждение по прочитанному тексту, ответить на семь вопросов по содержанию текста и на 14 вопросов, "определяющих уровень языковой и лингвистической компетенций выпускников". На ГИА по русскому языку ученик девятого класса за четыре часа должен поменять три формы работы. Большинству ребят это нелегко, а некоторым уложиться в отведенное время, одинаково успешно излагая и сочиняя, — абсолютно невозможно. Давайте по порядку.
Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трех частей, не буду употреблять наукообразных и непонятных большинству родителей терминов, вроде "общетематической направленности и связанности для понимания...". Попросту:
Часть 1. Сжатое изложение. Именно сжатое, это важно. Почему - поясню дальше, для меня самой это стало понятным не так давно, а школьные учебники ясного и простого ответа не дали, пришлось покопаться и поискать...
-- Ева пишет 12 июля 2011 18:26
Часть1 ГИА. Сжатое изложение. Продолжение:
На эту часть работы отводится 100 минут, текст прослушивается дважды с 5-ти минутным интервалом.
С 2009 г. Часть 1 (текст для сжатого изложения) несколько изменилась, вот уже третий год девятиклассникам предлагаются тексты публицистического или научного стиля речи объемом около 250 слов. И стиль, и тип речи таких текстов - рассуждение. Учитель обязан прочитать этот текст за 10 минут в обычном темпе, в это время ребята должны, максимально сосредоточившись, постараться воспринять текст целиком, не просто его прослушать, а услышать, понять тему (о чем он), уловить главную мысль (что автор хотел сказать) и зафиксировать письменно ключевые слова. Очень хорошо (за это повышается оценка), если девятиклассник почувствует авторский стиль, чтобы частично передать его в своей работе. После первого прочтения нужно набросать на черновике план, записать к нему запомнившиеся ключевые слова. План может состоять из ключевых слов, из вопросов, из авторских выражений, из кратких подзаголовков. Если внимательно слушать, можно уловить и интонационное деление текста на микротемы (абзацы): между ними паузы более длительные, чем между предложениями.
План должен быть «воздушным», необходимо оставить свободные строки, чтобы вносить туда дополнения, поправки при втором чтении. Когда учитель будет читать текст во второй раз (уже в более медленном темпе), продолжаем работать с планом: вносим уточнения, добавляем пропущенные детали, записываем даты, имена собственные и т.п., кроме тех, которые уже написаны на доске; отмечаем особенности авторского стиля, характерные слова и выражения, которые использует автор. Полезно записать первое и последнее предложения текста.Основные вопросы, на которые мы должны ответить, слушая второй раз текст, - это
"О чем идет речь?" (ответ=микротеме) и "Что говорится по микротеме?" (основная мысль микротемы). Нумеруем абзацы.
По окончании чтения текста необходимо провести корректировку формулировок, обратить внимание на средства связи между частями и предложениями текста. Нужно так соединить части текста, чтобы получился связный текст.
-- Ева пишет 12 июля 2011 18:52
Часть1 ГИА. Сжатое изложение. Продолжение:
Как оценивается сжатое изложение?
Это интересно... Оказывается, существует три параметра:
ИК1, ИК2 и ИК3(1 и 2 были изменены в 2009 году).
Что же это такое?
ИК1- оценивает умение экзаменуемого правильно выделить всю главную информацию исходного текста;
ИК2 – умение лаконично, сжато передать основное содержание прослушанного текста, иначе - сжатие текста;
ИК3 оценивает смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения.
За ИК1 (оценка полноты и адекватности передачи основного содержания исходного текста) теперь можно получить максимально 2 балла (вместо 3-х в 2008 году). За ИК2( умение применять приемы сжатия текста, такие как исключения, обобщения, упрощения; иногда замена, исключение и слияние) максимально можно получить 3 балла.
ИК2 Сжатие текста
1. Применил 1 или несколько приёмов сжатия на протяжении всего текста – 3 балла
2. Применил 1 или несколько приёмов сжатия для сжатия 3 микротем – 2 балла
3. Применил 1 или несколько приёмов сжатия для сжатия 2 микротем – 1 балл
4. Применил 1 или несколько приёмов сжатия для сжатия 1 микротемы или совсем не сжал текст – 0 баллов
Будем учиться применять различные способы сжатия текста, об этом - в следующих постах. Постараемся помочь нашим детям выработать эти навыки и умения, раз это так важноcheck_img("")
ИК3 - максимально 2 балла, при условии сохранения абзацев (их надо почувствовать!) и сохранения логической
последовательности. За нарушение абзацного членения снимают 1 балл, за два нарушения - уже снимают два балла. 1 логическая ошибка - минус балл, более 1 логической ошибки - минус 2 балла.
Вот кажется: такой пустяк, мелочь! А вот поди ж ты...
Вместо того, чтобы "заработать" на этом критерии пару баллов, их можно (но не нужно!) потерять. Значит, надо внимательно, в оба уха слушать, отмечая абзацы и сохраняя логическую последовательность. Количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем в исходном тексте.
Максимальное общее количество баллов, которое экзаменуемый может получить за
изложение, – 7.
-- Nata пишет 14 июля 2011 17:01
Полезный материал...
Скопировала. Буду пользоваться.
Спасибо.
-- Ева пишет 14 июля 2011 20:01
Nata:
Рада, что кому-то пригодится. Вообще материала довольно много, планирую выложить на форум типичные вопросы из
А и В, обратив внимание на сложные для ребят, типичные темы сочинений, некоторые неочевидные моменты из ГИА и подготовки к нему и алгоритм некоторых действий (как составлять план, четко и без затруднений, что такое ключевые слова, как установить смысловые связи, чтобы заработать максимальное количество баллов).
Знать регламент ( из методических указаний Управления образования) тоже будет полезно.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕГЛАМЕНТУ РАБОТЫ:
1. Часть 1. Сжатое изложение - 100 мин.
2. Часть 2. Чтение текста и выполнение заданий А и В. - 85 мин.
3. Часть 3. Сочинение-рассуждение - 55 мин.
ИТОГО: 240 минут
Материала много, буду выкладывать по кусочкам. Уверена, многим пригодится. Просто сейчас лето...check_img("")
Nata,
а Вы видели "Трудные вопросы русского языка в 8 классе" в посте от 13 июля в теме "Обучение русскому языку и общение детей"? Это довольно сложно для ребят, во-первых, и обязательно есть и на ГИА и на ЕГЭ. Если Вам пригодится, то это будет отлично. В школьных учебниках (некоторых) эта тема изложена абсолютно непонятно, а т.к. это все же часть школьной программы, то ее никому не миновать, экзамены сдавать всем.
Желаю хорошо отдохнуть, набраться сил для нового учебного году!
-- Ева пишет 2 августа 2011 14:28
Уважаемые форумчане!
Мы немного отдохнули, устали от отдыха и продолжаем тему "Готовимся к ГИА по русскому языку ".
С изложением мы немного разобрались, что дальше?
А дальше предстоит дать правильные ответы на задания А и В. Что это такое, с чем их едят, содержание заданий и сколько времени отводится на выполнение?
На выполнение ч.А и ч.В отводится 85 минут, содержание частей год от года меняется, но все же некоторые закономерности прослеживаются.
Задание А1-А3 ориентировано на проверку умений анализировать и выделять главное в предложенном тексте. Пример:"Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос...?"
Задание А4 ориентировано на проверку умений определять лексическое значение слова и интерпретировать его в соответствии с главной мыслью текста. Пример: "Укажите, в каком значении употребляется слово "распря" (в других вариантах - "битюг", "засвидетельствовал" и т.д.)
Задание А7 ориентировано на проверку умения находить в тексте средства языковой выразительности. Пример: "Укажите, какое средство речевой выразительности используется в выражении ... (на выбор: метонимия, метафора, эпитет, сравнение)."
-- Ева пишет 2 августа 2011 14:57
Выполняем части А и В; продолжение:
С частью А, которая традиционно считается самой простой (т.к. на ее выполнение проще всего "набить руку" ), мы справились. Дальше идет часть В. Это что такое?
Из наукообразного, на мой взгляд, объяснения, которое дают ученые дяди и тети, организующие ГИА: "Задания группы В проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенций выпускников", я мало что поняла. Давайте разбираться вместе !
Из этой группы нашим детям предстоит выполнить 14 заданий, с ними возникает самое большое количество проблем (по статистике).
Задание В1 ориентировано на проверку умения заменять указанное слово или словосочетание синонимом или синонимичным выражением. Пример: Земените слово "обветшалые" ( в других вариантах "червленый", "барыш", "оттереть") стилистически нейтральным синонимом.
Задания В2, В3, В4 ориентированы на проверку знаний по орфографии.
Пример: (В2) Из предложениний №№... выпишите слово с непроизносимой гласной в корне".
(В3) Из предложений №№... выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом..."
(В4)Из предложений №№... выпишите слово, в приставке которого слышится глухой согласный звук, но пишется буква звонкого гласного звука, эта приставка всегда пишется единообразно".
-- Ева пишет 2 августа 2011 17:21
Выполняем часть В (продолжение):
Позволю себе маленькое отступление, можно?
Возможно, кто-то (а может, и не кто-то, а многие), скажет:"Ну....До ГИА еще так много времени! Чего беспокоиться-то?! Вот когда доживем-дорастем до 9 класса, тогда и начнем думать!"
Возможен и такой подход, каждая мама - учитель своему ребенку, сама планирут и решает, когда, что и сколько ему дать. Но я вижу проблему в том, что очень, очень многие и мамы, и сами подросшие дети просто не знают, что их ждет, во-первых, как к этому готовиться, во-вторых, а из этого проистекает и "в-третьих": войдет ли материал года по русскому языку из 7-го, 8-го и 9-го класса в ГИА, надо ли уделять этому материалу внимание?
К сожалению, оказывается, что материал уже пройден, в голове не отложился, больше в школьной программе возврата к теме не будет, а в аттестационный материал ГИА будет включен.
И тогда начинаются поспешные поиски литературы типа "Подготовка к экзамену за 24 часа", ребенка срочно отправляют к репетиторам (кто посвободнее в деньгах) или на курсы (более бюджетный вариант), а то и просто выпихивают обратно в школу. Лучше все же знать, что войдет в материалы ГИА из материалов года, на что обратить внимание, что не пропустить. Именно для этого я делаю пометки в скобках, к какому классу относятся вопросы, которые [ скорее всего ] будут включены в материалы ГИА.
Да, и не забыть: возможность - не обязанность. Если кого-то материалы не заинтересуют, так тому и быть. А если кому-то пригодятся, то это прекрасно!check_img("")
Продолжаем?
-- Ева пишет 2 августа 2011 17:57
Продолжаем!
Часть В (с 5-го по 14-й вопросы) посвящена пунктуации.
В5 проверка знаний по пунктуции (уточняющие члены предложения, вводные слова, обращения, междометия).
(8 класс)
В6 -"-(сложносочинённые предложения - ССП). (9 класс)
В7 -"-(сложноподчинённые предложения - СПП). (9 класс)
В8 -"- ориентировано на проверку знаний по теме "Способы связи слов в словосочетании". (8 класс) Обратить внимание! Сыплются ребята поголовно!Очень трудный вопрос...Проходят в 8 классе, понимается с трудом. Я выкладывала материал по этой теме в посте от 13 июля в теме "Обучение русскому языку и общение детей". Объяснение в учебнике линии Ладыженская и др. абсолютно непонятное...
В9 -"- ориентировано на проверку умения находить грамматическую основу предложения. (8 класс)
В10 -"- (однородные члены предложения). (8 класс подробно)
В11 -"- (обособленные члены предложения). (8 класс)
В13 -"- (бессоюзное сложное предложение - БСП). (9 класс)
В14 -"- (основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными). (9 класс)
Проанализируем?
Из 10-ти вопросов части В шесть вопросов входят в программу 8-го класса, а четыре вопроса (то, что касается сложных предложений) - в программу 9-го класса. И самыми трудными для большинства на ГИА оказываются именно вопросы из
8 класса, так как больше к ним возвращаться не будут.
Это надо принять во внимание, уделить достаточно времени для изучения.
-- pavla пишет 2 августа 2011 20:15
Большое спасибо!!!
-- Ева пишет 2 августа 2011 22:41
pavla:
На здоровье!check_img("")
А еще надо обсудить части С (С2.1 или С2.2), типичные темы мини-сочинений, выдержку из инструкции по проведению ГИА, чтобы и мы, и наши дети точно знали, что можно, что нельзя, на что есть право, на что нет. Ну и, конечно, трудные места из программы русского языка. Когда перед нами с дочкой встают трудные вопросы и удается найти верные ответы, хочется поделиться, чтобы пригодилось еще кому-то. Нам на помощь учителей рассчитывать особенно не приходится, полагаемся на свои силы.
Еще немного о сжатии текста при написании изложения:
Существуют конкретные, всем понятные, но, увы, отсутствующие в школьных учебниках приемы сжатия текста. В разных методичках и учебных пособиях эти методы описываются по-разному, по-разному даже называются при перечислении. Перекопав кучу литературы, нашла довольно ясные приемы. Вот они, возможно, пригодится, если сами не найдете лучшие варианты:
К приемам сжатого изложения относятся:
1) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;
2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;
3) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;
4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
5) перевод прямой речи в косвенную;
6) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;
7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.
Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, зависит от задачи и особенностей текста.
Если ребенку (или Вам) покажется сложноватым, то можно попроще: есть три основных приёма:
-исключение примеров, частностей, деталей и т.п.;
-обобщение нескольких однородных проблем, мелких вопросов и т.п.;
-сочетание исключения и обобщения.
Например, если попадается длинное предложение с перечислением (т.е. однородными членами), это перечисление можно опустить/сократить либо обобщить:
В коробке лежали синие, красные, зеленые и жёлтые шары.
Сжатие: В коробке лежали разноцветные шары.
Помните, что при написании сжатого изложения следует заменять конкретное и отдельное обобщающим, а также исключать несущественное. Выполняя это задание, учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Наверное, о сжатом изложении это, в основном, все. Будем учиться его писать.
-- pavla пишет 3 августа 2011 11:27
Ева
С удовольствием тоже бы добавила что-нить от себя ценное. Но пока еще не в теме, думаю и другие тоже. )))Так что вам еще раз большой респект! check_img("")
-- Ева пишет 3 августа 2011 13:20
pavla:
Лето, лето... Все отдыхают...check_img("")
Поближе к сентябрю народ подтянется, я надеюсь. Есть же на форуме учителя-словесники?!
pavla, я очень на Вас надеюсь на добавления по части математики. Есть задумка открыть темку "ГИА - математика". Сдавать-то всем, верно?
-- Nata пишет 5 августа 2011 0:58
Ева,
Хотя до ГИА нам уж очень далеко, тем не менее Ваш материал оказался очень кстати. Собираюсь начать с ребенком писать изложения. Взглянула на это дело теперь глубоко и получила ясную картину, к чему собственно идем.
Тему "Трудные вопросы русского языка в 8 классе" тоже посмотрела. Нам рано. Мы с сыном с 1-го класса завели одну большую толстую тетрадь, в которую он заносит все правила русского языка. Я решила, что это будет одна тетрадь с правилами и теорией на все школьные годы. Очень удачно получилось. Тема "Словосочетания. Способы подчинительной связи." обязательно окажется в этой тетради позже.
-- Ева пишет 7 августа 2011 17:56
Доброго всем дня!
Продолжаем разбираться с ГИА; теперь нам предстоит часть С.
Формулировка: Выполните на отдельном подписанном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С 2.1 или С 2.2. Перед написанием сочинения запишите номер задания: С 2.1 или С 2.2.
Для выполнения С 2.1 необходимо прочитать текст, часто представленный в виде диалога двух людей. Темой диалога является обсуждение роли различных знаков препинания и других тем русского языка, связанных с орфографией и пунктуацией. Можно создать некий список тем, по которым девятиклассникам было предложено написать сочинений-рассуждения объемом не менее 90 слов (обычно это формат тетрадной страницы рукописного текста). Зная эти темы, можно приготовить их заранее и тем самым облегчить жизнь ребенку.
Что же это за темы? Чаще всего писали:
Для чего нужны знаки препинания?( встречается часто, в школе эту тему готовят обязательно)
Зачем нужна пунктуация?
Зачем нужны правила орфографии?
Зачем нужны кавычки
Зачем нужны однородные члены предложения? (в нашем сборнике «40 типовых вариантов для подготовки к ГИА» эта тема встречалась более 5 раз, прямой смысл подготовить)
Что такое фигуры речи?
Какую роль играют имена прилагательные (встречается часто)
Что такое историзмы (диалектизмы, архаизмы) и какую роль в речи они играют?
Что такое публицистический (научный, разговорный, художественный) стиль?
Что такое риторические восклицания?
Можно ли стать грамотным, не освоив…(непроверяемых слов; написания -Н, -НН; …)
Что такое вводное слово?
Зачем нужны неполные предложения?
Что такое метафора?
Что такое текст-повествование (текст-описание)?
Что такое прямая речь?
Для чего нужны цитаты?
Для чего нужны заглавные буквы?
Чем интересны литературные воспоминания?
Зачем нужны уточняющие члены предложения?
Что такое прямое и переносное значение слов?
Объясните, как вы понимаете, что такое односоставные предложения?
Мой список не претендует на полноту, возможны и другие варианты, но высока вероятность встретить эти темы на ГИА и, главное, можно подготовиться заранее. Не все люди, а тем более 9-ти классники, отличаются легким слогом, умеют изложить свое мнение, видение проблемы или вопроса. Но, раз это можно заранее подготовить, то будем готовить.
Как? Во-первых, неленивый человек найдет через поисковик 125 вариантов самых разных сочинений-рассуждений. Дальше - дело техники, можно выбрать то, что больше устроит, отредактировать, скачать и распечатать, завести такую своеобразную тетрадь с темами, которая пригодится для подготовки к ГИА. Еще можно отработать несколько взаимозаменяемых блоков (вводная часть, изложение своего мнения, обязательно примеры из текста, если это требуется, как доказательства, вывод).
-- Ева пишет 7 августа 2011 18:05
ГИА часть С (продолжение):
Хочу привести пару удачных, на мой взгляд, примеров написания лингвистических сочинений-рассуждений :
Запятые в русском языке.
Запятая – это один важных знаков препинания, без которого действительно обойтись невозможно.
Запятые в предложениях выполняют разные функции. Во-первых, запятая может употребляться в разделительной функции. Например, в предложении 3 запятая разделяет части сложного предложения с бессоюзной связью между ними: «За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой…».
Во-вторых, очень важна выделительная функция запятых. Так, в предложении 11 запятые выделяют обращения «юноша, мой друг», а в предложении 5 - обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, «провожая в тяжёлый путь жизни».
В заключение хотелось бы сказать, что запятая – это многофункциональный знак препинания, от правильной расстановки которого зависит понимание смысла написанного.
ТИРЕ.
Можем ли мы обойтись на письме без тире? Конечно, нет.
Самый распространённый случай использования этого знака препинания в простом предложении – тире между подлежащим и сказуемым. Приведём в пример предложение №6: «Надежда и ожидание – единственное, чем жили люди». В этом предложении опущен глагол-связка «есть», а подлежащее и сказуемое выражены именем существительным.
Очень необычный способ постановки тире – это уточнение. Обычно при уточняющем обстоятельстве времени или места ставятся запятые. Но когда автор хочет отметить большую значимость уточняемых слов, он в качестве обособления использует тире. Обратимся к первому предложению текста: «Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или полтора». На месте тире можно вставить слова «а именно». Следовательно, перед нами действительно случай обособления уточняющего обстоятельства времени при помощи тире. Этот знак можно расценивать как авторский. Писатель использовал его, чтобы продлить паузу, а, следовательно, выделить голосом уточняющий член предложения и придать ему большую смысловую значимость.
Тире – это большая пауза в устной речи, чем запятая. Чередование пауз делает наш язык более мелодичным. Как же можно обойтись без тире?
Обязательно надо учитывать формулировку задания. Например, в задании предложен диалог между Антоном и Сашей, каждый из которых имеет свою точку зрения на вопрос «Зачем нужны знаки препинания конца предложения?». Тогда лучше начать свое сочинения со слов «В споре между Антоном и Кириллом прав, разумеется, Антон.», далее доказывать свое мнение , излагая примерно так: « Действительно, как мы можем обойтись на письме без знаков препинания конца предложения?Не будь точки, вопросительного и восклицательного знаков, многоточия, все предложения слились бы между собой. Но ведь предложение – это, как известно, законченная мысль. В случае утраты знаков препинания конца предложения все мысли перемешаются. Как же мы сможем тогда понять друг друга?Но и это ещё не всё. Точка, вопросительные и восклицательные знаки помогают нам выбрать правильную интонацию в речи: понизить или повысить голос, сделать в нужном месте паузу. Без них наша речь звучала бы безлико и однообразно.», находя в тексте подтверждения : « Подтверждение этому – восклицательные предложения в конце текста: №№ Пример…» и заканчивая выводом : «Без знаков препинания конца предложения вряд ли человек понял бы намерения своего собеседника: сообщить важную информацию, задать вопрос или сделать резкое замечание.
А разве можно было бы без верного знака произнести фразу: «Ура, скоро каникулы!»?»
Таких вариантов можно найти множество, надо только уловить закономерности, научиться использовать некоторые приемы, и все отлично получится!
-- Ева пишет 7 августа 2011 18:29
Часть С, продолжение:
Итак, у нас есть выбор: С 2.1(лингвистическое сочинение-рассуждение) или С 2.2. Что такое С 2.2? Это тоже сочинение-рассуждение, которое пишется с опорой на небольшой текст. Задание часто бывает сформулировано так: "Объясните, почему автор многие годы видит во сне дворы, поросшие травой и одуванчиком (или почему для автора лучшим временем была киевская весна, или о чем говорит фраза был август сорок первого года)?". Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных вам предложений или применяйте цитирование (избегая чрезмерного цитирования). Объем сочинения не менее 50 слов.
Кому-то из ребят (мамы лучше знают своих детей) будет легче воспользоваться домашней заготовкой (которая в то же время и хорошая подготовка!), а кому-то несложно прокомментировать позицию автора, объяснить, как он понимает смысл той или иной фразы, все индивидуально. И все же, на мой взгляд, для написания С 2.2 надо иметь некоторые литературные навыки, не говоря уже о слоге и грамотности, иметь достаточно широкий кругозор, уметь пользоваться русским языком, как инструментом для того, чтобы объяснить смысл фразы "...И эта мятая шляпа, шляпа нищеты, шляпа горечи, шляпа тысяч несчастий и миллионов терзаний - сколько я видел в детстве таких шляп...?"
Не забудем, что для написания сочинения-рассуждения, пусть и короткого, дается 55 минут. Надо обдумать, грамотно, с доказательствами и примерами из текста, написать и проверить.
Непросто... Но кто предупрежден, тот вооружен.
Теперь мы знаем хотя бы то, чего мы (и наши дети) не знаем, будем узнавать!check_img("")
-- oksanamama пишет 20 августа 2011 21:28
О , Боже мой! Страшновато.Как насчет авторов в восьмом?Мне больше нравится Бархударов.Выписала с оzon.ru пособие Шкляровой к 8му кл.Может еще что посоветуете.С сочинениями и изложениями у нас пока совсем никак.
-- Ева пишет 20 августа 2011 22:18
oksanamama:
"Как насчет авторов (учебников по русскому языку) в восьмом (классе)?"
Обсуждение этого вопроса давайте перенесем в тему "Русский язык", там это уже немного обсуждалось.
-- Аш из Тулы пишет 12 апреля 2013 17:38
Весьма кстати) Гиа через месяц) Обязательно вернусь сюда ещё)
-- Tamara M пишет 13 мая 2013 17:55
Всем добрый день!
Меня зовут Тамара. Я заинтересована в продвижении этого сайта и общаюсь с родителями и детьми на СО, которые готовятся к ГИА по гуманитарным предметам. В частности, к ГИА по русскому языку. Поскольку эта тема интересна многим родителям, я решила написать о ней подробнее. Для этого я расспросила мою знакомую, которая готовила собственного ребёнка к выпускным экзаменам и уже несколько лет успешно помогает другим детям, обучающимся по семейной форме.
Структура экзамена уже была подробно изложена в этом разделе, в августе 2011 года (спасибо Еве). Я же хочу остановиться на некоторых приемах, которые помогают отработать конкретные экзаменационные задания.
До ГИА остался месяц. Но, как показывает опыт, даже за этот срок можно подготовиться хотя бы настолько, чтобы сдать тест на положительную оценку.
Для простоты изложения буду цитировать мою знакомую от первого лица.
-- Tamara M пишет 13 мая 2013 17:57
ТЕСТОВАЯ ЧАСТЬ (начало).
"Во-первых, при подготовке к ГИА мы не пользуемся учебниками. Нам нужна тетрадь и сборники типовых тренировочных заданий ГИА по русскому.
Во всех вариантах тестовой части вопросы по каждому пункту (А1 - А7 и В1 - В9) однотипные. Мы заводим специальную тетрадь, в которой по каждому пункту записываем, на что нужно обратить внимание.
Допустим, речь идет о фонетическом разделе (А4). Если задание на звонкость/глухость, то мы пишем, что слово нужно обязательно произнести так, как ты его говоришь в обычной жизни, то есть вслух. Если задание на подсчёт букв, то мы прописываем четыре основных фонетических правила, и потом дети смотрят, какая буква раздваивается, что редуцируется, что оглушается или озвончается".
-- Tamara M пишет 13 мая 2013 18:00
ТЕСТОВАЯ ЧАСТЬ (продолжение).
"Или задание А7, на одну и две Н. Там всегда указано, в какой части речи надо искать орфограмму: в прилагательном, в наречии, в кратком причастии и т.д.. То есть в этом задании даже не нужно вспоминать правила написания Н/НН – надо просто найти требуемую часть речи. Она среди вариантов будет одна единственная.
Или, например, задание на типы подчинения придаточных предложений: параллельное, последовательное или однородное (В8). У детей в их тетради записано, что это такое, и обязательно с картинками (материал всегда хорошо визуализировать, чтобы в голове были образы для абстрактных понятий).
И так по каждому пункту теста.
Таким образом, даже если начать не с сентября, а, скажем, за три месяца, любой ребёнок (если он, конечно, хочет) может спокойно сделать тестовую часть".
-- Tamara M пишет 13 мая 2013 18:02
ЧАСТЬ С (начало)
"В этом году часть С упростили. Если раньше было две темы на выбор (одна на пунктуацию и одна на понимание фразы из текста), то сейчас только одна тема – «языковедческая». О русском языке вообще, о средствах художественной выразительности, о лексике и т.п..
Ребёнок вполне способен рассуждать на такие темы. Конечно, сначала что-то придется «разжевать», разъяснить: что такое грамматика, из чего она состоит, что такое прилагательное и может ли оно существовать отдельно от существительного и т.д. Иногда приходится повторять даже материал из начальной школы. Но в целом всё это посильно. Надо только писать разные варианты заданий и по ходу разбирать встречающиеся лингвистические понятия".
-- Tamara M пишет 13 мая 2013 18:21
ЧАСТЬ С (продолжение)
На что надо обращать внимание в эссе:
1. Главное - посмотреть, ЧЕГО ИМЕННО от тебя хотят. Если речь идет о какой-то части речи, значит, нужно писать об этой части речи; если о богатстве русского языка, значит, о богатстве русского языка. Если о грамматике, значит нужно исходить из того, что такое грамматика (она изучает синтаксис и морфологию) и зачем она нужна (синтаксис связывает слова и предложения, а морфология передает грамматические значения слов).
2. Понять смысл тезиса, по которому пишешь эссе.
3. Найти в тексте примеры, подтверждающие главную мысль. ВАЖНО, чтобы аргументы точно соответствовали именно этому тезису, а не уходили в сторону.
4. Правильно оформить сочинение. Научиться пользоваться «скелетиками» для эссе (они есть в интернете). Выделять не менее 3-х абзацев: вступление (тезис), доказательства, вывод.
Как правило, дети это спокойно пишут".
-- Tamara M пишет 13 мая 2013 18:22
ЧАСТЬ С
Пример "скелетика" для эссе:
http://dist-tutor.info/mod/boo...terid=3340 (http://dist-tutor.info/mod/book/view.php?id=44833&chapterid=3340)
-- Tamara M пишет 13 мая 2013 18:24
ИЗЛОЖЕНИЕ.
"В изложении надо помнить три основных момента:
- абзацное членение,
- микротемы,
- три приёма сжатия.
Сначала я даю детям тексты и прошу выписать из каждого абзаца микротемы, по одному предложению: что вы считаете здесь самым главным.
Также я могу дать тот же текст (опять же НЕ на слух) и прошу употребить все приёмы сжатия. Что бы вы отсюда выбросили (исключили)? Где бы вы перешли от частного к общему? Что бы вы упростили?
С приемами сжатия проблем обычно нет, поскольку все изложения в тренировочных сборниках специально под них адаптированы.
Потом работаем так же НА СЛУХ. С изложением получается легче всего."
-- Юлия пишет 13 мая 2013 18:53
Здравствуйте, Тамара! Большое Вам спасибо !
-- Tamara M пишет 15 мая 2013 12:01
Пожалуйста, Юлия
-- Daisy пишет 14 сентября 2016 14:43
Здравствуйте! У меня вопрос к тем, кто имеет опыт сдачи ГИА (9кл).
Писал ли Ваш ребенок пробные ГИА? Как именно - только очно или можно было дома дистанционно?
Если я правильно понимаю, писать он их не обязан, т.к. зачислен для прохождения промежуточных аттестаций. И если пишет, то по собственной доброй воле?Или же должен?
И еще, если есть у вас такой опыт - выполнение этих работ действительно полезно или это лишние нервы, и от этого никакой пользы?
-- Юлия пишет 17 сентября 2016 22:11
Daisy, мои дети самостоятельно делали демоверсии ГИА. Необходимости посещения школы для этого не было. А какой смысл? Школа это делает для себя в том числе. А мы ведь самостоятельно отвечаем за готовность к экзаменам и действительно занимаемся подготовкой к ним.
По математике, русскому, обществознанию в промежуточную аттестацию дети писали именно пробную работу, исключая сложную часть в математике, изложение и сочинение в русском и творческую часть в обществознании. Но такая форма аттестации совсем не обязательна.
-- Daisy пишет 18 сентября 2016 7:46
Юлия, спасибо за ответ. check_img("")
Я тоже в этом смысла не вижу. Хотела узнать у бывалых, а таких похоже маловато, в основном младший возраст детишек, чьи родители здесь на форуме общаются.
Думаю, что мы поступим так же, как вы - будем решать демоверсии дома.
-- Alinaanahata пишет 18 сентября 2016 17:10
Daisy, мы не писали.
-- Daisy пишет 18 сентября 2016 21:18
Alinaanahata, понятно, спасибо check_img("")
-- Daisy пишет 19 сентября 2016 8:29
Есть еще один вопрос по старшеклассникам - завуч обмолвилась, что на ПА за 9 класс по русскому языку должен быть обязательно диктант. Мне это показалось странным, только диктант и ни шагу в сторону?
Буду благодарна ответившим.
-- Igra пишет 20 сентября 2016 8:12
Daisy, на мой взгляд - всё от ребенка зависит, от его стрессоустойчивости. У нас в прошедшем уч.году был неприятный опыт смены места аттестации после 7 лет сдачи в одном и том же месте (не по нашей воле, а в результате слияния школ). Так там такие нервы были, ну и результат - соответственно. При этом моих с классом не сажали, во времени особо не ограничивали. Я на это поглядела и решила, что на пробные с младшим в этом году будем ходить однозначно. Сбить слегка остроту ощущений, так сказать.
А старшего (тоже 9 класс, как и младший) я и вовсе в школу отправила с перепугу. Ну, он сам хотел, я не стала возражать. Для него это квест. Для меня, кстати, тоже check_img("")
Но если у Вас очень спокойный и очень подготовленный ребенок, то, м.б., это лишнее.
-- Igra пишет 20 сентября 2016 8:19
По поводу ПА - у нас договор школы с МЦКО. Соответственно - сдача ПА только по их материалам. Демоверсию пока не дали. В их старых вариантах ВРОДЕ диктанта не было.
Но форму ПА определяет школа, вот в чем засада. Вы можете только пожелание высказать. Если обоснуете, и люди нормальные, то, возможно, пойдут навстречу.
-- Юлия пишет 20 сентября 2016 10:19
Daisy, у школы есть локальный акт Положение о промежуточной аттестации. В нём перечислены несколько форм аттестации, среди которых и диктант. Поэтому диктант - не одна существующая форма аттестации в любой школе. Лично я всегда опираюсь на этот локальный акт и самостоятельно предлагаю форму аттестации, если предложенная учителем ребёнку не подходит.
-- Daisy пишет 20 сентября 2016 21:25
Юлия пишет:[q]
у школы есть локальный акт Положение о промежуточной аттестации. В нём перечислены несколько форм аттестации, среди которых и диктант. Поэтому диктант - не одна существующая форма аттестации в любой школе. Лично я всегда опираюсь на этот локальный акт и самостоятельно предлагаю форму аттестации, если предложенная учителем ребёнку не подходит.
[/q]
Да, это действительно то, что мне нужно!
Igra,Юлия, спасибо!
Форум для родителей-практиков семейного образования
© 2010, Familyeducation.ru