Версия для печати

-   Форум для родителей-практиков семейного образования https://www.familyeducation.ru/speeches/
--  О стиле делового общения на форуме https://www.familyeducation.ru/speeches//index.php?f=28
--- О выборе позиции в общении https://www.familyeducation.ru/speeches//index.php?t=235&st=0




-- Екатерина Львовна пишет 5 мая 2012 16:06
В интернет-среде постоянно возникают конфликты, некоторые форумы невозможно читать, не говоря уже о том, чтобы туда писать, настолько дискомфортная и конфликтная атмосфера там создана.
На первый взгляд, общение в интернете гораздо легче, чем в реальной жизни – во первых, можно с легкостью найти сайты и форумы на которых обсуждают, то что человека интересует, во вторых, заведомо в интернете высказаться может каждый, в третьих никто никого не видит, собеседники далеко, что создает ощущение безопасного общения.
Тем не менее для комфортного общения человеку необходимо представлять себе формат, в котором общение происходит, для того чтобы выбрать наиболее оптимальную позицию.

В одних ситуациях работают суровые законы формального общения. В других работают вольные правила неформального общения.
Неформальное общение – более глубокое по своему содержанию – позволяет собеседникам общаться на личном уровне, так как предполагает доверие.
Формальное общение – более поверхностное, собеседники (в зависимости от непосредственно формы) находятся на определенном расстоянии друг от друга. Именно форма определяет те правила вежливости, которые будут задействованы в общении и от нее зависит безопасность в общении.

Оценка ситуации происходит по нескольким параметрам.
Прежде всего, ситуация оценивается по признаку формальности или неформальности. Выбрав основной регистр, человек определяет свое место и свою позицию в общении – это позиция ведущего или ведомого, или общение будет происходить между равными участниками.
Информация о том, как расценить тот или иной параметр, поступает постоянно. В живом общении – это голос собеседника, выражение его лица, мимика, движение рук, интонирование, речь, возраст, не говоря уже о месте, в котором происходит общение, времени суток и о прочих внешних условиях.
Выбор позиции, прежде всего, основывается на данных о собственном внутреннем состоянии, которые оцениваются в соотношении с данными о ситуации и о собеседнике.
Позиция ведущего – сильная, уверенная – предполагает авторитетность, ответственность, ведущий как бы покровительствует собеседнику.
Позиция ведомого – слабая, неуверенная, предполагает большую степень доверия к собеседнику. Классические примеры длительных отношений Ведущий-Ведомый – это отношения матери и ребенка или учителя и ученика.
Позиция «на равных» – спокойная, уверенная – предполагает наличие мнения и опыта у всех участников общения, а также право каждого участника общения принимать или не принимать мнение другого.
В процессе общения взрослых людей позиции собеседников не статичны. В рамках одного диалога собеседники могут несколько раз сменить позиции.

Для оценки ситуации общения в интернете (виртуального общения) ориентироваться приходится только на письменную речь и доступные в письменной речи способы интонирования. Достаточно трудно определить регистр – формальный или неформальный – в интернет-общении, так как с одной стороны общение на форумах происходит между незнакомыми людьми и предполагает дистанцию, с другой стороны, в целом, в интернете принята довольно неформальная атмосфера и манера речи, заданная, прежде всего, формой прямого, неформального диалога.
Поэтому очень часто в интернете возникают ошибки коммуникации: неверная оценка эмоционального состояния собеседника, неверная оценка ситуации общения в целом, а из-за этого – выбор позиции для общения, неадекватной ситуации. Что приводит к конфликтным ситуациям.

Очень много конфликтов связано с некорректной подачей позиции ведущего.
Не только в интернет-среде, но и в формате реального общения позиция ведущего очень часто располагает к пренебрежению собеседником.
В речи это проявляется следующим образом: собственный опыт подается как единственно верный; используется в основном повелительное наклонение; обращение с собеседником ведется как с человеком, не имеющем мнения; свое мнение подается как универсальный закон жизни; идет давление на собеседника с целью навязать свое мнение.
Пример некорректного общения из позиции ведущего:

«Классический случай: нет договора, но есть приложение к нему – график аттестаций якобы. Оч. хорошо. Попросите его выдать, если до сих пор у Вас его не было в документальном виде. Зачем – в суде быть доказательством, что Вы СО-шник. Заявление на СО возможно в одном экземпляре и где-то там вроде в деле ребенка. А может и не там. Судебная волокита долгой не будет, не пугайтесь в это занырнуть, потому что Вы свое и в правах и в деньгах отстоите и преумножите. Иск-нарушение прав ребенка с возможной угрозой здоровью. В сети полно шаблонов, мобилизуйтесь и нарисуте иск. Есть практика досудебного разрешения исковых требований. По ней Вы вправе ознакомить ответчика о ваших претензиях и требованиях до передачи иска в суд. Судом Вы реально можете отстоять и компенсацию материальных затрат в том числе. Укажите значимое возмещение морального вреда поведением школы. Письменно и почтой!»
Очень часто люди склонные занимать некорректную и неуместную позицию ведущего, неверно трактуют суть позиции ведомого, воспринимая слабость собеседника как повод к унижению и некорректному поучению. Так же есть люди, «залипающие» на позиции ведущего и не меняющие ее при смене ситуации. Что создает конфликтную атмосферу в общении.

Позиция ведомого в речи проявляется прежде всего неуверенностью, несформированностью собственного мнения. Из-за этого достаточно часто человека, обращающегося за советом, автоматически относят к ведомому, не различая вопросы неуверенности (характерные в позиции ведомого) от просьб поделиться опытом, вариантами решения проблемы или желания получить моральную поддержку (что характерно для общения из позиции «на равных»).
Обычно взрослые люди лишь изредка, ситуативно занимают позицию ведомого.

Пример речи из позиции ведомого:

«Я тут насобирала в общих чертах заявление, не посмотрите? Вроде всего сразу попросила, но может и забыла чего».

Здесь собеседник отвечающий на вопрос, становится в позицию ведущего, не создавая при этом конфликтной ситуации.

Пример вопроса из позиции на равных:

«День добрый. Может, и мне кто подскажет. Аттестовываемся за каждую четверть. Первую четверть учились в школе, вторая, третья на СО. В ближайшую пятницу аттестация за год. Но... В воскресенье ребенок сломал ногу. Нога в гипсе, естественно болит. О том, чтоб ехать в школу, точно не может быть и речи. Школа требует пройти аттестацию до 14 мая, с 15 мая в школе какая-то проверка из министерства. Есть ли какой закон, чтоб аттестовать ребенка по трем предыдущим четвертям? Или придется все равно ехать в школу?»
Это просьба поделиться опытом, возможными вариантами решения проблемы, а не просьба о руководстве.

Пример перехода с формального на неформальное общение.

В первом высказывании использованы нормы формального общения:

«В этом случае действует общее правило – если ребёнок не может по медицинским показаниям сдать экзамен, то берётся справка от врача(с печатью поликлиники, подписью врача и его личной печатью) о том, что у ребёнок такой-то болен с такого-то числа, школу посещать не может, диагноз такой-то. А дальше вариантов два : 1) школа нормально реагирует на эту справку и ваше предложение аттестовать ребёнка за 4 четверть по текущим тетрадям или вариант написать ребёнку все работы дома, а Вам принести их в школу. 2) Вы пишете два заявления директору – первое «Прошу перевести ребёнка с семейного на очное обучение» и второе «прошу перевести ребёнка на домашнее обучение по мед. показаниям на основании справки и диагноза».

Здесь происходит переход на неформальное общение и переход на позицию ведущего, в крайне негативном своем проявлении:

«Вы ребёнка убрали из рабства школы, а из своей головы школьное рабство и прогибание под школу убрать не хотите. Ну нет у них никаких законных оснований на вас надавить без договора! Принесите заявление в 2 экз. с требованием всё-таки заключить договор на СО и сидите тихо и спокойно. Поймите, это Ваш бой со школой и если вы сейчас отступите, то потом и Вам и ребёнку будет очень нелегко. Потом они продавят Вам аттестации, нужные им, а не Вам – загнут какое-нибудь такое собеседование, тестирование, что Вы и слова не скажете(а как же иначе школе думать, если мама при больном ребёнке ещё ДУМАЕТ, соглашаться ли на незаконные требования школы ), о чём думать то? На вашей стороне закон, а у них комиссия, пусть сами и чешутся. Это их головная боль, а не Ваша. Вы без подписанного договора школе вообще ничего не должны».
Причем особенно надо отметить, что в данном конкретном случае использованные речевые обороты могут быть оскорбительными даже для собеседника, готового к неформальному общению. Далеко не в каждом неформальном общении люди принимают такое отношение, которое продемонстрировано в этом, последнем высказывании.

«...а из своей головы школьное рабство и прогибание под школу убрать не хотите». – Здесь высказаны представления о желаниях и мыслях собеседника, о которых собеседник в разговоре не упоминал. К сожалению, выражения «убрать из своей головы» и «прогибание» носят отрицательный характер.

« Поймите, это Ваш бой со школой и если вы сейчас отступите, то потом и Вам и ребёнку будет очень нелегко. Потом они продавят Вам аттестации, нужные им, а не Вам – загнут какое-нибудь такое собеседование, тестирование, что Вы и слова не скажете» – прямое давление путем запугивания. (Неуважительное отношение.)

«а как же иначе школе думать, если мама при больном ребёнке ещё ДУМАЕТ, соглашаться ли на незаконные требования школы» – Выраженная приемом письменного интонирования отрицательная оценка поведения оппонента.

«С этого, кстати, и надо было здесь начинать разговор». – Неуместное поучение, выраженное в невежливой форме. «Они просто могут взять Вас на испуг, что и делают, пользуясь вашей безграмотностью в этом вопросе. Прежде чем трусить из-за количества пропусков». – Прямая оценка собеседника, давление. Слова «безграмотность», «трусость» в русском языке носят сильно выраженную отрицательную нагрузку, очень часто используются для морального прессинга.

Итак, в ситуации интернет-общения наиболее эффективной является позиция, когда собеседники предполагают равенство всех участников беседы, так как позиции ведущего и ведомого могут быть неверно истолкованы и общение с таких позиций может привести к конфликтам и взаимным обидам.



-- Familyeducation пишет 5 мая 2012 16:39
Свои мнения, вопросы просьба присылать в Личных сообщениях психологу Екатерине Львовне.


Форум для родителей-практиков семейного образования
© 2010, Familyeducation.ru