ПОДЧИНИТЕ АТТЕСТАЦИЮ ОБУЧЕНИЮ
Что нужно сделать родителю, для того, чтобы аттестация не повредила обучению, процесс обучения проходил наиболее рационально, и семья достигла поставленных целей?
Семейное образование позволяет обучать наших детей наиболее подходящим для них способом. Улучшение здоровья, крепкая семья, развитие самостоятельности – бесценные результаты СО, и можно перечислить их много. Как правило, и с точки зрения успеваемости СО даёт лучшие результаты, чем школа.
Как сложатся отношения с администрацией школы и учителями, насколько порядок прохождения ПА будет соответствовать интересам семьи ‒ зависит не только от школы, но и от понимания родителем своей роли в образовании ребенка.
Что нужно сделать родителю, для того, чтобы аттестация не повредила обучению, процесс обучения проходил наиболее рационально, и семья достигла поставленных целей?
В большинстве случаев не придется обращаться к законодательству и писать жалобы. Заявить любые свои пожелания в порядке проведения ПА родитель может в заявлении о зачислении для прохождения промежуточной аттестации в качестве экстерна.
Мы поможем разобраться с тем, как предотвратить неприятности на аттестации, как настоять на своем варианте проведения ПА и как найти этот подходящий именно вашему ребенку способ аттестации. А начнем с простого, но важного понимания, что обучение и аттестация — это разные процессы, и для нас важно, что стоит на первом месте, а что занимает подчиненное положение.
СО предполагает два процесса, которые лучше четко разделить: ОБУЧЕНИЕ И АТТЕСТАЦИЮ
В сфере обучения родители – свободные люди и им не нужно озираться на учительницу. Учите как хотите, как лучше для вашего ребенка!
Но в сфере аттестации у нас не только есть обязанности перед законом, у нас есть другой участник отношений – школа, и с ней нужно уметь договариваться.
1. ОБУЧЕНИЕ НА СО НИКЕМ НЕ КОНТРОЛИРУЕТСЯ
Родитель не обязан отчитываться за то, сколько времени, когда и чем он занимался со своим ребенком. Хотя государство обязало родителя обучать своих детей (ч. 1 ст. 63 Семейного Кодекса РФ), нигде не прописаны условия обучения. Более того – родителю дано преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами (ч. 1 ст. 44 закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Словом, как и когда мы будем учить ребенка – решает родитель. Он может учить самостоятельно, а может привлекать для этого любых специалистов, любые ресурсы. Можно обучать по любым программам и учебникам или вовсе без учебников и программ, можно следовать любым педагогическим системам или создавать свои правила, и это вдохновляет и родителя, и ребенка.
Как правило, родители справляются с преподаванием самостоятельно, так как для освоения предметов базовой школьной программы знаний специалиста-предметника не требуется. В интернете достаточно материалов по всем предметам, нередко намного более удобных, чем учебник. Для углубления в любимые предметы дети посещают кружки, дома творчества школьников, научные сообщества. Для удовлетворения профессиональных интересов семья иногда нанимает репетиторов или находит научного руководителя в вузах и НИИ.
С другой стороны в этом деле совершенно необходим организатор, и эта роль для родителя естественна. Именно семья – та среда, в которой вырастают дети, становятся полноценными взрослыми. Что значит стать взрослым? В отличие от ребенка он полностью самостоятелен и может сам организовать себя на достижение жизненных задач. Обучать самостоятельности сознательно и планомерно, с любовью следя, как дети овладевают все большим количеством умений – суть родительства.
2. ВТОРАЯ ЗАДАЧА РОДИТЕЛЯ НА СО – ОРГАНИЗОВАТЬ АТТЕСТАЦИЮ
В отличие от полной свободы в обучении, аттестация – это уже совсем другая история: она во многом определена законом, и превратить эту часть семейного образования в выгодную невозможно.
При нормальном отношении школы к своим обязанностям на первом плане у школы будут стоять интересы ребенка и в этом случае обращаться к законодательству не придется.
Что же делать, если школа не имеет опыта и не знает, как действовать, или пытается подмять под себя проведение ПА, настаивает на неприемлемых условиях аттестации?
ПОДГОТОВИТЬ К АТТЕСТАЦИИ ПРИДЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО РЕБЕНКА. ШКОЛЫ В РОССИИ ПОКА ТОЖЕ НЕ ГОТОВЫ К АТТЕСТАЦИИ СОШНИКОВ.
Зачастую оказывается, что свобода, к которой стремились, выбирая семейную форму, с каждым требованием школы сужается, подготовка к ПА занимает все больше времени и сил, нагрузка приближается к школьной и даже больше. Школа, привыкшая к текущей аттестации очников, стремится распространить тотальный контроль и на СОшников.
А на самом деле, все процессы в школе должны быть подчинены закону и интересам ребенка. Что означает для нас, что аттестации должны проходить согласно индивидуальному плану обучающегося, а не привычному школьному режиму. Государство называет индивидуализацию одним из приоритетов в развитии образования и подкрепляет достижение этой цели законодательно. По закону родитель может реализовать любой подходящий ребенку способ аттестации. Законодательство России позволяет большую свободу в определении порядка аттестации: в сроках, количестве аттестаций, в формах экзамена.
Проведение аттестаций должно соответствовать индивидуальному УЧЕБНОМУ плану обучающегося, который описывает чему и когда ребенка УЧИЛИ. А ведь в вопросе обучения школа никак не может контролировать семью, так что родителю нужно знать только, какие рамки для учебного плана установило государство (а не школа): количество предметов в учебном плане ограничено федеральным минимумом, а сроки освоения и вовсе ничем не предписаны.
Неудивительно, что заформализованная школа не в состоянии сразу принять такую свободу обучения в семье. Поэтому родителю придется изучить те нормативные акты, которые регулируют получение образования в семейной форме, научиться вести переговоры со школой и чиновниками – ведь иначе с очень большой вероятностью школа лишит ребенка большинства преимуществ семейной формы из-за условий аттестации, организованной в противоречии с обучением.
РАЗДЕЛИТЕ ОБУЧЕНИЕ И АТТЕСТАЦИЮ И ПОДЧИНИТЕ АТТЕСТАЦИЮ ОБУЧЕНИЮ
Большинство тех, кто выбирает семейное обучение, всё же предполагает, что их дети будут поступать в ВУЗ, нужен аттестат нужны хорошие баллы на ЕГЭ. Да и вообще, довольно часто во взрослой жизни необходимо предъявлять результаты своих трудов, и этому нужно учить, готовить к этой части действительности, где бывает и несправедливость.
Однако обучение этому немаловажному умению должно происходить в благоприятной обстановке.
Берите дело организации аттестации в свои руки! – те родители, которые так поступили, уверенно заявляют, что ДЕЛО ТОГО СТОИЛО.
Да, родителю придется поработать, изучить документы, настойчиво искать пути влияния на школу, и это – наши время и труд. И результаты оправдывают эти усилия: администрации школ признают родительское право влиять на порядок аттестаций, в отношениях со школой устанавливаются мир и стабильность, дети могут спокойно получать знания, освобождаясь от лишних нагрузок и нервотрепки.
❗ ВЫ МОЖЕТЕ ПО ЗАКОНУ:
Сдать только один экзамен в год по предмету, избегая четвертных аттестаций
На промежуточной аттестации сдавать только минимум предметов, а это означает – на несколько предметов меньше, чем в школьном учебном плане
Устанавливать собственный график экзаменов; самое выгодное для нас – это блочное изучение со сдачей экзамена сразу после освоения предмета.
Выбирать форму экзамена
Присутствовать на экзамене, чтобы предотвратить нарушения и поддержать ребенка
Узнавать все детали экзамена, включая критерии оценивания, получать перед освоением предмета демонстрационные материалы к экзамену
Отказаться от выполнения заданий повышенного уровня
Аттестоваться по адаптированным программам, если у вас ребенок с овз
Аттестоваться досрочно
Аттестоваться только по одному предмету
Передвигать сроки экзамена, если обстоятельства семьи того требуют
Аттестоваться первый раз только в 9 классе
А если школа будет игнорировать интересы ребенка и указывать Вам, что сдавать и когда – тут придётся побороться, тут нужно учиться договариваться, нужно доказать на основании закона, что школой ущемляются права вашего ребёнка.
Нужно сказать, что те редкие неудачи, когда родители не справлялись с обучением своих детей и возвращались школы, возникали, как правило, не из-за трудностей в обучении. Такое случается в основном из-за неадекватных и непоследовательных требований на экзаменах, изнуряющих родителя и ребенка.
ВАМ В ПОМОЩЬ!
- Чтобы каждый родитель при прохождении ПА и ГИА мог разобраться в нелёгкой правовой теме, на нашем сайте есть раздел «Об аттестации на СО», где будут размещаться статьи о наших правах и обязанностях по аттестации на СО, а также родительские истории о преодолённых трудностях.
- В разделе «Практика обучения» мы делимся своими проверенными навыками и многолетним опытом наблюдения за несколькими сотнями семей.
- Можно участвовать в родительском форуме, где в разделе «Аттестации по предметам» идет обсуждение опыта прохождения аттестаций, и помогать друг другу в решении вопросов взаимодействия со школой.
Вот некоторые из тем, которые чаще всего обсуждаются на форуме: