Средняя школа
Если этап начальной школы пройден успешно, т.е. ребенок умеет читать, считать и писать , то у него есть образовательные инструменты, и целью средней школы является – научить этими инструментами самостоятельно пользоваться.
В школе ищут учителя, который хорошо объясняет. Родители стараются создать условия, чтоб ребенок хорошо усвоил. «Хорошо объяснил» характеризуется тем, что в тот момент учащемуся кажется, что он понял. Выясняется через неделю, когда для большинства можно начинать объяснять сначала.
А «усвоил» — это то, что осталось надолго, иногда – насовсем.
Лучшим способом усвоения является самостоятельное открытие. Т.е. то, что ребенок понял сам.
Из этого подхода вытекает принцип обучения в семье. Педагогических усилий должно быть минимум. Их надо давать тогда, когда ребенок не может самостоятельно освоить предлагаемые знания.
Бывает, что мы сами увлекаемся и нас «распирает» желание рассказать. В этот момент стоит остановиться и понять, что это мы делаем для себя, а для ребенка будет полезнее понять самому.
И, надо сказать, когда у него это получится несколько раз, он будет сам Вас останавливать, т.к. радость от самостоятельного знания гораздо больше, чем полученное «разжеванное» знание.
На практике уходит 2-3 года на то, чтобы научить ребенка извлекать из текстов то, что необходимо.
Лучше всего начать с составления конспектов по параграфам учебника. Например, история. Если три варианта:
- Можно сделать ксерокопию параграфа и предложить ребенку подчеркнуть «самое интересное» (или «самое важное»)
- почему-то лучше работает второй вариант: вычеркнуть все, что ребенок считает ненужным (неважным)
- Когда нет возможности копировать, делим тетрадный лист на узкую (1/3) и широкую (2/3) части. В узкой предлагаете ребенку выписать имена собственные, даты, понятия. В широкой части дать им объяснение и сказать ребенку, что это и есть конспект параграфа.
Можно обратить его внимание на то, что он что-то упустил или на то, что, по вашему мнению, можно было не писать.
Т.е. как-то оценить его работу. И, в любом случае, похвалить!
2-я ступень обучения завершается ОГЭ. Т.е. государственной итоговой аттестацией, где по каждому предмету определяется сумма требований. Например:
- Все экзамены являются письменными, а значит, у ребенка должен быть хороший почерк.
- Все экзамены начинаются в 10 утра (а общий сбор и проход – в 9:00), т.е. вы должны обеспечить, чтобы утром ребенок был в хорошей форме.
- Есть еще требование к предоставлению результатов на экзамене.
Всю сумму требований принято называть форматом экзамена.
К каким-то частям этого формата можно начинать готовиться уже с 5кл, создавая у ребенка ощущение, что экзамен – дело не страшное.