ОГЭ — как подготовиться без школы?
Семейное образование – это «учу как хочу»? Конечно, нет! Какую бы программу любящие мамы и папы в своих головах ни составляли, подтверждать уровень знаний их детям все равно придется! Причем, экзамены их ждут такие же, как и остальных школьников. ОГЭ и ЕГЭ не зависят от выбранной формы образования.
Как готовиться к стандартным тестам? И как вообще к ним относиться? На какую поддержку рассчитывать? Узнаем все из первых уст! Отвечает автор проекта «Семейное образование» Игорь Чапковский.
— Почему экзамены за девятый класс – это такая важная веха?
— ОГЭ – начало процесса, ведущего к полному среднему образованию и дальше — к высшему образованию. В школе предстоят еще экзамены за 11 класс (ЕГЭ), а обучение в ВУЗе — это еще несколько десятков экзаменов. Важно сделать первый шаг и не испугать ребенка. После печального опыта на ОГЭ экзамены могут представляться чем-то ужасным и вызывать страх. Чтобы этого не случилось, аттестация после девятого класса должна быть успешной.
— Как помочь ребенку легче отнестись к подготовке и сдаче ОГЭ?
— Прежде всего, необходимо понять, что на ОГЭ (впрочем, как и на ЕГЭ) проверяется не столько уровень знаний, сколько качество подготовки к экзаменам. Процесс подготовки хорошо отработан, и при правильной поддержке любой ребенок в состоянии с ним справиться, если, конечно, начнет вовремя. По моему опыту, к экзамену по математике очень сложно, практически невозможно, подготовиться за год. На это требуется больше времени. На этом экзамене проверяется весь важный материал, начиная с начальной школы (т.е. с таблицы умножения) и далее по ключевым темам всех классов вплоть до 9-го.
Похожая ситуация и с подготовкой к экзамену по русскому языку, который состоит из двух частей: устной части (которая сдается в отдельный день) и письменной части.
— Но ведь помимо русского и математики есть еще экзамены по выбору. Что с ними?
— Выбор нужно тщательно обдумать. Одни предметы сдавать легче, другие – значительно труднее. Когда ребенок учится в обычной школе и хочет поступить в профильный класс, он вынужден сдавать те экзамены, которые подходят по профилю. Если после 9 класса ребенок идет в колледж, то может быть, ему придется сдавать указанный колледжем экзамен. Если же продолжается обучение в 10м классе, то я советую выбирать те предметы, которые легче сдать. Например, географию или химию. А вот сдавать в 9-м классе литературу или историю я обычно не рекомендую, как бы ни нравились ребенку эти предметы.
— В отличие от большинства проектов, которые предлагают помощь в организации семейного образования, вы беретесь еще и за подготовку девятиклассников и одиннадцатиклассников к экзаменам. Ваш проект – это школа?
— Нет, мы не школа, мы объединение родителей, которые обучают своих детей самостоятельно. Но мы взаимодействуем с несколькими школами, в которых дети проходят промежуточные аттестации, сдают итоговые экзамены и успешно участвуют в рейтинговых мероприятиях. Поэтому школы в них заинтересованы.
— Как устроена поддержка, которую вы оказываете семьям, обучающим детей самостоятельно?
— Несколько раз в год мы проводим собеседования с родителями и учениками. Если договариваемся о сотрудничестве, то ребенок получает доступ к очным или заочным консультациям в малых группах, где число учеников от 4 до 7. Основной критерий подбора групп – скорость восприятия учебного процесса, мы не соединяем быстрых и медлительных. В начальной школе консультации проводятся один раз в неделю. Начиная с пятого класса, ребята два раза в неделю получают 50-минутные консультации по каждому из основных предметов (русский язык, математика, иностранный язык). Занятия по остальным предметам (литература, история, физика и т. д.) проводятся один раз в неделю. В электронном журнале фиксируются темы консультаций и предлагаются домашние задания. Родители самостоятельно организуют занятия между консультациями. Мы контролируем результаты и даем рекомендации по оптимизации работы, помогаем научить ребенка самостоятельно добывать знания. В средней и старшей школе организуем подготовку к ОГЭ и ЕГЭ.