ЕГЭ по литературе: пишем большое сочинение
Соответствует требованиям 2023-2024 учебного года
Мы уже рассказывали о структуре ЕГЭ по литературе (см.статью ЕГЭ по литературе – не для пугливых. Структура экзамена ). Экзамен считается сложным – он требует глубоких знаний, хорошей памяти, умения анализировать и сопоставлять произведения. Однако сами задания в нем вполне понятные, так что мы не стали задерживаться на большинстве из них. Но для вопроса номер 11 сделаем исключение. Он завершает экзаменационный вариант и предлагает учащемуся написать развёрнутое сочинение на одну из пяти тем. Сегодня разберём, как выбрать тему, что стоит писать в большом сочинении, как гарантированно раскрыть тему и получить высший балл (18 из 48 – это втрое больше, чем за все тестовые вопросы вместе взятые).
Как выбрать тему?
Мы уже писали о том, что темы в задании 11 привязаны к хронологическим периодам истории русской литературы. Вывод логичный – выбирайте самый любимый, понятный и знакомый вам период.
Если ваш конёк – литература «постарше», смело выбирайте тему 11.1. Здесь попадётся произведение XVIII или первой половины XIX века, а может даже древнерусская литература. Здесь может быть «Слово о полку Игореве», классицистическая лирика Державина, комедия «Недоросль», творчество Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Жуковского или Гоголя. Темы по этому периоду чаще всего формулируются традиционно, вроде: «Романтические мотивы в лирике Жуковского» или «Конфликт поэта и толпы в творчестве Пушкина».
Если вы любитель литературы реализма и увлечены Достоевским, Тургеневым или их современниками – вам по душе придётся вторая тема. Она проверяет знание и понимание текста из второй половины XIX века. Здесь придётся вспомнить творчество Толстого, Некрасова, Гончарова, Островского, Лескова, раскрыв тему на примере их произведений.
Любите прозу Бунина, Булгакова, Шолохова и зачитываетесь лирикой «серебряного века»? Третья тема направлена на раскрытие какого-либо аспекта литературы первой половины XX века. Она подойдет тем, кто цитирует наизусть Есенина, Маяковского, знаком с творчеством Ахматовой и Цветаевой и готов порассуждать о теме любви в романе «Мастер и Маргарита».
Если литература для вас – это непременно плоскость свободы и выражения собственных мыслей, то обратите внимание на тему 11.4, которая даёт возможность порассуждать в заданном направлении с привлечением одного из трёх указанных авторов. Здесь учащемуся предоставляется больше свободы Как правило, четвертая тема предполагает раскрытие понятия (нравственный подвиг, лишний человек, образ дома, ребёнка и т.д.) на примере одного конкретного произведения.
1. Следим за композицией.
Схема сочинения в 11-м задании традиционная.
Вступление с парой предложений об авторе/произведении (в зависимости от формулировки вопроса). Здесь не стоит «лить воду» и писать в стиле доклада о биографии, лучше дать пару тезисов о роли текста в истории русской литературы.
Далее обязательно должен идти тезис. Очень важно в первом предложении второго абзаца дать точный исчерпывающий ответ, раскрывающий суть ваших дальнейших рассуждений. Например, к теме «Сила и слабость базаровского нигилизма» можно сразу обозначить плюсы и минусы его теории в тезисе: «Сила базаровского нигилизма заключена в его прагматизме и научном подходе к делу, а слабость – в отрицании любви и других человеческих чувств, что подчеркивает авторскую идею о нежизнеспособности подобной теории в русском обществе». Такой тезис усилит главную мысль автора и будет служить «компасом», который поможет не сбиться при раскрытии темы.
2. Аргументация – наше всё.
При написании сочинения по прозе стоит привести не менее двух примеров из текста, при анализе лирики – не менее трёх произведений, которые будут подробно разобраны. Это могут быть конкретные эпизоды, слова героев, цитаты стихотворений, анализ важных для раскрытия темы деталей и микротем. Если вспомните мало примеров или вовсе обойдётесь общим пересказом сюжета, снизят балл за аргументацию.
3. Не забываем о терминах.
Отдельным баллом оценивается использование в ходе сочинения теоретико-литературных понятий. Самые популярные и простые: «герой», «идея», «композиция», «автор», «образ». Их использование делает язык сочинения научным, обоснованным и серьезным.
4. Не фантазируем и не отвлекаемся.
Часто школьники воспринимают 11-е задание как возможность свободно высказать свои мысли и даже вступить в дискуссию на спорные окололитературные темы. Подсказка: не надо! Постарайтесь отказаться от всех оценочных понятий («хороший», «плохой», «умный», «дурак», «подлец» и т.д.) в пользу объективного анализа героя и произведения. Иначе сочинение рискует попасть под «статью» проверки «Тема раскрыта поверхностно, неглубоко», что существенно снизит итоговый балл.
5. Следим за речью.
Речевые ошибки – бич всех старшеклассников – ликвидируются вполне очевидным способом. Прежде чем переписать на чистовой бланк, внимательно перечитайте свой текст.
6. Берите лирику, только если уверены в своих силах.
Сочинения по лирике писать всегда сложнее, в них требуется привлекать больше литературного материала (не менее трех произведений) и глубже анализировать текст. Такие темы стоит выбирать, только если вы очень уверены в том, что сможете раскрыть тему и не «поплыть» на аргументации и выводах.
7. Чем проще, тем лучше.
Парадоксально, но самые высокие баллы получают не креативные, интересные и свежие тексты, а самые обычные, шаблонные сочинения. Часто оригинальные авторские идеи причисляются к отклонениям от темы, а потому не оцениваются высоко – тут все зависит от случая. Поэтому лучше не рисковать –поставьте себе задачу писать максимально кратко, емко, по делу и без эмоций, если хотите избежать придирок со стороны проверяющих.
Как видите, сочинение в задании 11 – не такой уж страшный зверь, если знать, как к нему подступиться. Практика в подготовке к этому заданию ЕГЭ по литературе решает всё. Чем больше авторов и тем освоите заранее, тем выше шанс написать хорошее четкое сочинение на экзамене. Удачи!