© 2005-2024 Игорь и Валентина Чапковские 
© Все права защищены
По вопросам использования материалов пишите  
в форму обратной связи
Главная / Практика Семейного Обучения / 10-11 класс + ЕГЭ / ЕГЭ по литературе. Структура экзамена

ЕГЭ по литературе – не для пугливых. Структура экзамена

Семейное образование

О проекте

Это сайт для ответственных родителей, берущих образование детей в свои руки. Успешный опыт сотен семей показал, что семейная форма обучения эффективна, а в каких-то случаях не имеет альтернативы.

02.08.2023

ЕГЭ по литературе – не для пугливых. Структура экзамена

Анастасия Бородина
15 января 2023
Отредактировано 29 августа 2023 года
Соответствует требованиям 2023-2024 учебного года

Мы уже начали знакомить вас с главными лайфхаками подготовки к ЕГЭ по литературе и рассказали, почему стоит и почему не стоит сдавать этот экзамен (см. статью ЕГЭ по литературе: сдавать нельзя помиловать. Конечно, настаивать на его выборе мы не станем – это один из самых сложных предметов. Но если вы не из пугливых (ну или поступаете на творческие и гуманитарные специальности, где требуют знание литературы), то эта статья для вас. Сегодня разбираем типы заданий.

задания-ЕГЭ-по-литературе

Итак, вариант ЕГЭ по литературе – это 6 тестовых заданий, 4 задания с кратким ответом на поставленный вопрос и одно сочинение большого объёма, на выполнение которых выпускнику отводится 3 часа 55 минут. Рассмотрим подробнее, что же именно требуется сделать в разных заданиях.

1. Задания 1-3 и 6-8.

Современный вариант ЕГЭ по литературе в минимальной степени ориентирован на тестовую часть. Раньше одного только теста, без сочинений, хватало для минимального балла. Сегодня все изменилось, и только на эту часть рассчитывать уже нельзя. Она содержит всего 6 тестовых заданий, которые привязаны к конкретному отрывку из произведения (или лирическому тексту). Список всех текстов, или кодификатор, (кстати, не только программных), которые нужно знать, можно найти на сайте ФИПИ (вместе с демонстрационным вариантом ЕГЭ).

Задания 1-3 и 6-8 проверяют:

  • Знание теоретических понятий (литературных направлений, средств художественной выразительности, элементов анализа текста).
  • Знание фактов художественного текста (могут потребовать соотнести героев и их судьбу, имена персонажей и портрет, вспомнить название главы произведения).

Например, к приведенному отрывку из произведения В.В. Маяковского могут предложить следующие вопросы:

Укажите жанр, к которому относится «Облако в штанах» В.В. Маяковского.

В этом фрагменте неоднократно использовано средство художественной выразительности, основанное на переносном значении слов, например, «тихо барахтается в тине сердца // глупая вобла воображения». Как оно называется?

Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных в данном фрагменте.

Как называется созвучие концов стихотворных строк (пиликая – безъязыкая; варево – разговаривать)? Какой вид звукописи является средством создания художественного образа в этой строке: «в хóрах архангелова хорала»?

Как готовиться к тестовой части? Лучше всего это делать на популярных порталах (типа открытого банка заданий ФИПИ, «Незнайка», «Решу ЕГЭ» и др.), дающих возможность решать много типовых тестовых заданий и тут же проверять себя. С их помощью можно довести решение теста до автоматизма, а ведь именно это нам и надо. На экзамене с этой частью нужно справиться всего за 10-15 минут. Почему так мало? Суммарно выполненная тестовая часть даёт выпускнику только 6 баллов (из 48 максимальных), а это значит, что львиная доля времени должна быть оптимально распределена между пятью остальными заданиями.

2. Задания 4 и 9.

Задание 4 представляет собой краткий ответ на один из двух (по выбору учащегося) предложенных вопросов (объёмом 5-10 предложений), заданных к приведённому эпизоду.

Вопрос 4.1, как правило, апеллирует к смысловой интерпретации эпизода или анализу художественных средств, используемых автором. Например, к отрывку из первых глав романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» вопрос 5.1 может быть о том, при помощи каких художественных средств изображён конфликт двух героев произведения.

Вопрос 4.2, как правило, требует от учащегося проинтерпретировать предложенную цитату критического характера, относящуюся к приведённому эпизоду: главным героям или сюжету текста в целом. Например, к тому же отрывку из первых глав романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» вопрос 4.2 может звучать примерно так: «Согласны ли вы с мнением критика Д.И. Писарева о том, что Базаров – тип человека нового времени? Докажите свою мысль, опираясь на приведённый эпизод».

Задание 9.1 представляет собой аналогичный вопрос на понимание идейно-художественного своеобразия текста, но заданный уже к отрывку лирического произведения. Пример: «Какие грани любовного чувства отражены в приведённом сонете У. Шекспира?»

Задание 9.2 к лирическому отрывку требует анализа художественных средств или общей интерпретации текста, например: «Как метафорический ряд во второй и третьей строфах сонета помогает понять идею произведения?»

Обычно выполнение заданий 4 и 9 не вызывает особых трудностей у выпускников, понимающих текст и его художественную задачу, знающих особенности творчества того или иного писателя/поэта. В таких заданиях важно не уйти в глубь и ширь вопроса, не переборщить с объёмом (что отнимет драгоценное время), а кратко и по существу дать ответ с опорой на имеющийся текст. При этом привлекать остальной корпус текста обычно не требуется (если этого не требует формулировка задания), достаточно сослаться на имеющийся эпизод, приведя из него 2-3 цитаты. Некоторые выпускники пишут ответы на эти вопросы без черновика, чтобы оставить время на обдумывание более сложных сочинений.

Как тренировать задания 4 и 9? За выполнение каждого из них школьник получает максимум 4 первичных балла, поэтому игнорировать их не стоит. Типовые вопросы к эпизодам можно найти в открытом банке заданий ФИПИ и на сайте Решу ЕГЭ – тренируйтесь на здоровье! Но вот проверить, правильно ли вы все делаете, может только педагог (или эксперт ЕГЭ).


*Универсальный совет! Полезная услуга есть на сайте ресурса «Незнайка», где за небольшую плату можно отправить свое сочинение педагогу-эксперту, который не только оперативно оценит сочинение по баллам, но и пояснит, какие ошибки были допущены в тексте. Подробности ищите на сайте https://neznaika.info/check/


3. Задания 5 и 10.

Это более сложные, а потому более «дорогие» задания. За выполнение каждого из них школьник может получить максимально 8 баллов. Сложность заключается в том, что выпускник должен не только проанализировать приведённый отрывок, но и вспомнить ещё один литературный текст с похожими проблематикой и художественным решением задачи.

В 5-м задании такое сопоставление проводится в рамках прозаических текстов (приводится один аргумент из эпоса или лиро-эпоса). Например, в демоверсии по литературе 2024 года, выложенной на сайте ФИПИ, предлагается такой вопрос к эпизоду из текста А.Н. Островского «Гроза»: «Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором представлен образ купца. В чём схожи (или чем различаются) персонаж выбранного Вами произведения и Савёл Прокофьевич Дикой?»

В 10-м задании потребуется вспомнить одно лирическое произведение (стихотворение) на заданную тему, например: «В каких произведениях поэтов (русских или зарубежных) освещается тема неразделённой любви и в чем их можно сопоставить с приведенной поэмой?» (к стихотворению В.В. Маяковского «Лиличка!»).

Стоит заметить, что именно эти задания вызывают наибольшие трудности, так как представляют собой испытание для памяти школьника. Ситуация осложняется и тем, что в ответах к 5-му и 10-му заданиям требуется не только вспомнить, но и процитировать (привести близко к тексту) приведённые произведения (особенно лирику), что тоже нельзя назвать простой задачей.

Как готовиться к заданиям 5 и 10? В идеале: заранее создать так называемые «списки сопоставлений», то есть, выписать примеры на основные темы, которые в ЕГЭ почти не меняются из года в год. Время от времени просматривайте свои записи и, конечно, повторяйте сами тексты.

Приведём пример.

Берём тему Родины в русской лирике. «Проходимся» по лирике разных веков: Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока, Маяковского, Есенина, Высоцкого (эти поэты есть в кодификаторе — обязательном списке произведений). Отбираем их тексты, раскрывающие отношения лирического героя к Родине, и выписываем названия и 2-3 цитаты из каждого текста. А дальше – дело за малым. Регулярно просматривайте списки сопоставлений и повторяйте цитаты, чтобы на экзамене вспомнить нужные и включить их в свой текст.

 

4. Задание 11.

Задание 11 завершает проверку знаний выпускника и представляет собой объёмное сочинение (200 слов и больше), глубоко и всесторонне раскрывающее заданную тему.

Школьнику предлагается на выбор 5 тем. Ниже приведём пример набора тем (с сайта Решу ЕГЭ – мы по-прежнему его советуем):

11.1. Как в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается тема «злонравия» и форм его проявления?

11.2. Как служба в армии повлияла на формирование характера Николая Ростова (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).

11.3. В чем противоречивость взглядов Маяковского в разные периоды его творчества?

11.4. Страницы истории в отечественной литературе (на примере произведения одного из писателей А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.А. Шолохова).

11.5 Какие эпизоды романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», на Ваш взгляд, представляют интерес для художника иллюстратора и почему?

Первая тема подразумевает анализ произведения либо древнерусской литературы, либо XVIII века, либо первой половины XIX века. Вторая проверяет знание и понимание текста из второй половины XIX века, третья направлена на раскрытие какого-либо аспекта текстов первой половины XX века. Четвёртая тема, не так давно добавленная в задание 11 и условно называемая «свободной», даёт возможность выпускнику порассуждать на заданную тему с привлечением текстов указанных авторов. Тема 11.5 предполагает интеграцию литературы с другими видами искусств (живопись, музыка, архитектура и др.) и предполагает рассуждение не только о самом художественном тексте, но и о других видах искусства, с которыми оно соприкасается.  

С одной стороны, композиционно сочинение задания 11 требует классической структуры доказательного текста, раскрывающего и аргументирующего мысль автора. То есть, для того, кто 11 лет осваивал школьную программу и писал сочинения по литературе, такой вопрос не должен вызвать особенных трудностей.

С другой стороны, если хотите получить за задание 11 максимальный балл (18 из 48 первичных), будьте готовы работать серьёзно. От ученика требуют не только знать текст, но и анализировать его: уметь делать логические выводы и умозаключения. И лучше постараться этому научиться, ведь за это сочинение можно получить целых 18 баллов, а это почти треть всего экзаменационного результата!

Кстати, это действительно возможно! Как? Подробнее о задании 11 – в статье ЕГЭ по литературе: пишем большое сочинение

Поделиться