С ДНЕМ УЧИТЕЛЯ!
????С ДНЕМ УЧИТЕЛЯ!????
Поздравляю всех наших родителей с днем учителя!
Мы, семейники, все — учителя ))) Мудрые, нежные, заботливые, стойкие, последовательные, приверженные своему ребенку!
Конечно, не нужно сравнивать нас, родителей, со школьными педагогами: бессмысленно брать за образец учителя, который работает в противоестественных условиях — с предписанными учебниками, в указанное время, где преподает один человек сорока ученикам, и не он решает, что преподавать. Это все равно что сказать, что столовская еда вкуснее, чем приготовленная дома ))
Родитель на семейной форме реагирует на меняющиеся потребности, выбирает режим, может сам определять учебник, а если нужно — и составлять его самостоятельно, при имеющихся сегодня возможностях.
Родитель — по определению учитель. ???? Ему никак не избежать этой роли ))) Поэтому — с праздником, дорогие родители! Всех благ вам!
***
Но среди моих коллег школьных учителей повсеместно распространена другая точка зрения. Я долго не понимала, как можно говорить, что позиция учителя и родителя несовместимы. А все просто: я не могла представить, что взрослые, умные, хорошие люди могут на полном серьезе считать, что профессия учителя подразумевает холодность, равнодушие и бессердечие.
Вот реально до меня это только что дошло в полной мере — после очередной статьи про то, как ребенок «лишается доброй мамы» на семейном обучении. Получается, что кто-то представляет неотъемлемой частью работы учителя холодное отношение к проблемам ребенка.
Что же это за учитель, к которому не обратишься за помощью? Это же ужасно. Но куда ни глянь, школа, и даже не только она, транслирует этот взгляд:
Какая проблема встаёт перед родителями, решившими перейти на этот тип обучения, по крайней мере, должна вставать. Мама, если она становится в роли учителя дома, перестаёт быть мамой, как минимум, на какое-то время, и становится учителем. И что делать ребёнку, если ему плохо, если грустно и тяжело? К кому подойти, поплакать, куда податься? Некуда… Мама превратилась в учителя, и утешение найти ему негде». (из книги Егора Бахотского)
Может, это связано с определенной ревностью учителя к родителю? Или со страхом, что учителей снимут с пьедестала неоспоримого знания истины, на который они себя поместили?
Но вот читаю одного из известных СОшников:
«А как быть, если тот самый учитель, с которым ребёнок поругался — это мама? Куда ребёнку идти, кому в жилетку плакаться? Кто его погладит по голове, посочувствует, поможет пережить произошедшее? Мама, которая сама в лучшем случае раздражена, в худшем — взбешена, потому что любимое чадо в сто тридцатый раз считает площадь треугольника неправильно? Боюсь, для этого маме потребуется просто запредельный уровень дзен.»
Да что же это такое? Если ребенок в сто тридцатый раз не повесил одежду на место, в сто тридцатый раз раз нарисовал «не ровно» — мы же не отдадим его в заведение, где с этим «справятся специалисты»? Как случилось, что обычное терпение к ребенку стало запредельным уровнем дзен?
По-человечески и по закону мы своего ребенка должны растить; подразумевается — учить всему, что нужно взрослому самостоятельному человеку. Ясно, что для этого нужно время. И люди в здравом уме не предполагают, что застегивать пуговички, правильно держать ложку и попадать ею в рот, аккуратно вытирать разлитое ребенок должен научиться до сто тридцатого раза.
Откуда же берется такая нетерпимость, когда дело доходит до школьной программы?
Мое мнение, и я в этом абсолютно убеждена — это учителя должны приближаться к позиции мамы: учить с любовью, сочувствием, пониманием и принятием — и только так! Иначе вырастет несчастный и не способный заботиться о других человек.
А в школе созданы такие условия, где почти нереально быть заботливым человеком. И результата нет — и знания страдают, и отношения, и воспитание характера. Вот и начинается поиск виноватых — может, вина на семье? И вот уже нарисована картина маслом: строгий учитель дает верное знание и верное воспитание, а когда чадо по ходу этого получит травму, он может пожаловаться мамочке, роль которой — служить жилеткой, на что она еще годна…
Вот только обычно наши мамы имеют высшее образование, да и не одно, в отличие от многих учителей.
Я хочу, чтобы как можно больше родителей осознали ясно: обучение ребенка — дело родителя. Здорово, если мы можем привлечь к этому настоящих профессионалов этого дела (и для меня это люди, способные как учить, так и пожалеть ребенка) — но ответственность за образование складывать на них нельзя. Это наша задача по уму, по совести, и по закону:
ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ СТАТЬЯ 63. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ И ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ
1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.
Нам больше всех остальных стоит быть образованными в этом плане — и своих детей этому научить, чтобы и они своих детей в будущем соответствующим образом воспитали. Понимать, в каком возрасте и что должен уметь ребенок, какую среду для этого необходимо создать. Как учится человек, и что учебе мешает. Как учить эффективно, как вырастить человечного человека, а не того, кто следует школьной программе и не более. А иначе, без такой вот, семейной, образованности, мы даже репетитора не сможем нанять — не сможем оценить пользу от него.
Я хочу, чтобы мы стали самостоятельными и независимыми.
К слову, думаю, тогда и школа подтянется.
Алина Дьякова.