Жизнь без школы. Мой опыт
«Я выбираю путь, который имеет сердце»
К. Кастанеда
Двое детей в нашей семье находятся на семейном образовании (СО). Они сдали все аттестации и закончили 4-й и 1-й классы.
Люди часто говорят о своих проблемах, трудностях, страхах. Я за позитив, за то, чтобы находить то хорошее, что у нас действительно есть. Радоваться этому. Конечно, у нас тоже были свои подводные камни, небольшие сложности, неприятности в деле СО. Но я намеренно не буду о них писать, потому что абсолютно все это было решаемо! Ничего сверхъестественно сложного и невыполнимого! Мне очень вкусно жить, и я рада, что мы на пути СО!
Старший сын 1 сентября 2010 года начал формальное обучение в 1-м классе. В итоге он за два года освоил программу начальной школы и вполне успешно. В прошлом году он сдал аттестации сначала за 1-й класс, затем за 2-й. В этом, соответственно, сначала за 3-й, а сейчас за 4-й. Вспомнила цитату: «Одиноко идущий человек всегда идет быстрее, чем толпа» (не помню только откуда).
Дочь в этом году закончила 1-й класс.
Выводы, которые я сделала, обучая своих детей дома:
- Не надо выполнять все подряд задания по учебнику! Что-то берем глубоко, что-то пропускаем вообще. Надо быть гибкими. На деле реализовывать индивидуальный подход в обучении каждого ребенка.
- Надо знать свою цель и идти только к ней. Занять время ребенка – это НЕ ЦЕЛЬ.
Моими целями были:
а) дать ребенку хорошее образование;
б) успешно сдать аттестацию в школе;
в) научить ребенка чему-то конкретному, какому-то деланию.
Я, конечно, скажу и о глобальной цели нашего СО – чтобы дети были здоровыми и счастливыми. - Всегда смотреть на шаг, два шага вперед, чем просто прохождение конкретной аттестации. Знать – к чему конкретно идем.
- Всяческими способами готовить почву для самостоятельной работы ребенка, без участия родителей (четкое расписание, условия работы, всегда готовый материал для дальнейшей или более глубокой работы). Прививание чувства ответственности, организованности.
- Я стала ценить честность учебы на СО. Мы не прикрываем «тройкой» незнание ребенка какой-то темы, как это делается в школе, и мы стараемся не ограничивать его в познаниях максимальной оценкой.
Над чем мне нужно работать:
- Собственная эмоциональная компетентность. На аттестации детей в школу ходил мой муж, а не я. Очень нервничаю. Это большой минус.
- Не акцентировать свое внимание на ошибках ребенка.
- Перестать сражаться за собственную важность.
Что делали наши дети вместо школы? Занимались в музыкальной школе, плавали в бассейне, тренировались в клубе боевых искусств, а также рисовали, гуляли, делали по утрам зарядку, питались здоровой пищей (насколько это возможно в городских условиях),помогали и вообще активно участвовали в делах семьи. Они были вместе с нами все это время!
Сердце говорит мне, что я поступаю правильно, выбирая для детей жизнь без школы! И это — главное.