Выйти за рамки привычного
Удивление и радость – вот, пожалуй, главные эмоции, которые вызвала у меня конференция «Альтернативное образование», проходившая в Москве 24 января 2015 г.
Начиная с сентября 2013 года, когда Департамент образования г. Москвы (сокращенно – ДОгМ) решил, что семейное образование ему не нужно и московские школы стали в панике «выпихивать» из своего контингента детей, обучающихся на СО, перспективы семейного образования выглядели для меня довольно неопределённо, а временами и грустно.
Когда я услышала, что будет проводиться такая конференция, я почему-то поняла, что надо идти. Я пришла и обрадовалась, потому что увидела собственными глазами, что перспективы у семейного образования есть.
Цифры и факты о СО
Начать с того, что благодаря действиям ДОгМ’а этой формой обучения стало интересоваться гораздо больше людей, чем полтора года назад, о чём можно судить хотя бы по цифрам.
Вот данные по конференции: все 250 мест в лектории Культурного центра ЗИЛ, где проходило мероприятие, были распроданы, и ещё было много желающих, которым просто не хватило билетов. (Мероприятие было широко Анонсировано в социальных сетях, в том числе и в группе нашего сайта)
Вот данные по одной из школ, поддерживающих семейное образование (сейчас – заочную форму): в мае прошлого года в ней учились 200 детей-заочников. В сентябре этого учебного года таких детей уже 600.
И данные по Москве: по подсчётам организаторов конференции, в одной только столице сейчас 20-25 (!) объединений родителей, которые обучают своих детей самостоятельно.
Это цифры. Главным же образом, положительное впечатление от мероприятия связано с людьми, начиная с организаторов (оба обучают своих детей в семье).
Организаторы
Алексей Семёнычев. Перед началом конференции расхаживал по сцене с микрофоном и напевал под музыку из «Пиратов Карибского моря» (она звучала во всех перерывах и задавала по-хорошему задорный тон всему происходящему). Это энергичный, весёлый человек с явным практическим интересом к образованию детей. Его энтузиазм почти осязаемо заполнял зал и выходил за его пределы.
Светлана Марзеева – ещё один организатор. Она не напевала, зато принесла большой термос для чая, а потом коротко и вдохновенно рассказала о своём интересе в семейном обучении и о связанных с ним планах и проектах. В её планах – общаться, делиться опытом, создавать и расширять сообщество людей, занимающихся семейным образованием. В том, что эти планы будут осуществляться, у меня лично сомнений не возникло.
Спикеры
Организаторы собрали не менее примечательных спикеров. Их было много, разных и увлечённых. Не все они рассказывали непосредственно о семейном образовании. Скорее это был обзор разных возможностей, которые открыты для заинтересованных родителей и которые так или иначе можно использовать при выборе альтернативных форм образования.
Одни выступающие представляли разнообразные проекты: от дистанционного обучения и игропедагогики до социальной сети для обучения детей вне школы. Другие рассказывали о давно существующих, но до сих пор альтернативных направлениях, таких как система Монтессори и Вальдорфские школы.
Были директора школ, поддерживающих альтернативное образование – люди, не вписывающиеся в привычный для директоров образ «человека-инструкции». Один из них – директор Международной школы завтрашнего дня Леонид Столярчук – появился в зале в качестве фотографа, а потом просто поднялся на сцену и увлекательно рассказал о билингвальном обучении и о поддержке СО (семейного обучения) в своей школе
Специальный гость
Специальным гостем был Игорь Моисеевич Чапковский, которого пригласили как человека, начинавшего семейное образование в нашей стране более 20 лет назад. Его присутствие придавало объективности и реалистичности происходящему, поскольку его многолетний опыт уравновешивал фонтанирующую энергию более молодых выступавших.
Он выступил в начале конференции, кратко обозначив суть семейного образования как целенаправленного процесса. Рассказал о трёх основных группах проблем, которые приходится решать родителям, выбравшим СО.
Первая группа проблем – это выстраивание отношений с внешним миром, то есть со школами, организующими аттестации.
Вторая – это организация обучения в семье, исходя из интересов и возможностей конкретного ребёнка.
Третья – это внутренняя работа родителя, необходимая для того, чтобы освободиться от шаблонов и избежать воспроизведения «школы» в собственном доме.
Чуть позже Игорь Моисеевич отвечал на вопросы из зала, а потом побеседовал на сцене с Глебом и Полиной – детьми, обучающимися на семейной форме. Их беседа трогательно и просто иллюстрировала связь поколений и говорила о том, что семейное образование – реальная вещь, со своей историей, настоящим и перспективами.
Калейдоскоп идей
Можно отдельно рассказать и о других выступавших, в том числе о создателе школ «Китеж» и «Орион» Дмитрии Морозове, о директоре «нескучной школы» «Ковчег – XXI» Рустаме Курбатове и других. Все они делились своими подходами к образованию и воспитанию детей: калейдоскоп идей, презентаций, мыслей.
Хотелось услышать и впитать всё, так что к концу конференции голова уже шла кругом. Отмечу лишь, что большинство спикеров слушать было в удовольствие: не только потому, что были интересны темы выступлений, но, в первую очередь, потому, что говорили они о личном опыте, о том, что по-настоящему для них важно, и доносили это до аудитории даже на невербальном уровне.
Аудитория
И, собственно, об аудитории. В основном, это были молодые родители, некоторые пришли с грудничками. Из 250 человек процентов десять составляли папы. В начале конференции ведущий попросил поднять руки тех, чьи дети уже на семейном образовании – таких было около четверти. Все остальные – те, кто ещё не начал семейное обучение, но хочет это сделать.
Аудитория очень отзывчивая, живо реагирующая на происходящее. Зал с интересом слушал, смеялся, аплодировал удачным высказываниям, выражал сочувствие наболевшему, был общительным и в меру неорганизованным в перерывах, внимательным – во время выступлений.
Вопросы из зала
Вопросы из зала несколько раз грозили перерасти в дискуссию, но она не была предусмотрена форматом, поэтому организаторы методично её пресекали, призывая дискутировать в перерывах.
Вопросы были разные, но почти все они свидетельствовали о том, что в зале собрались люди, не боящиеся смотреть шире казенного и общепринятого, стремящиеся выбирать или хотя бы обсуждать другие возможности.
Только пару раз возникали вопросы типа: «Как же эти творческие дети смогут работать по инструкциям, когда вырастут?..»
Вопрос конкретный – «Сколько раз ты подтягиваешься?» – был задан мальчику Глебу, который учится в семье и не посещает занятия спортом, зато увлекается пением. Глеб ответил, что подтягивается пять раз, а кто-то из зала поддержал его: «Да пусть поёт».
В «сухом остатке»
Я не знаю, сколько из участников конференции действительно выберут семейное образование. Многие ли из них решатся пуститься в самостоятельное плавание? Наверное, кто-то предпочтёт ухватиться за понравившуюся методику или систему, более дружелюбную к детям, чем обычная школа. Кто-то же созреет до того, что будет обучать детей в семье. И то и другое станет правильным выбором, если родители будут видеть своего ребёнка и исходить из его интересов.
Как бы там ни было, конференция показала, что есть много людей, которым по-настоящему не всё равно, как и в какой среде будут расти их дети, которые готовы выйти за рамки привычного, которым не безразлично наше будущее. Возможно, это покажется громкими словами, но именно с такими мыслями и в состоянии вдохновения я уходила с конференции.
Тамара Могильникова,
обозреватель сайта Семейное образование