© 2005-2024 Игорь и Валентина Чапковские 
© Все права защищены
По вопросам использования материалов пишите  
в форму обратной связи
Главная / Библиотека / статьи и интервью / Вопрос о семейном образовании поставили ребром: обзор круглого стола в ОП г. Москвы

Вопрос о семейном образовании поставили ребром: обзор круглого стола в ОП г. Москвы

История СО

Семейное образование

О проекте

Это сайт для ответственных родителей, берущих образование детей в свои руки. Успешный опыт сотен семей показал, что семейная форма обучения эффективна, а в каких-то случаях не имеет альтернативы.

01.12.2022

Вопрос о семейном образовании поставили ребром: обзор круглого стола в ОП г. Москвы

Нина Иванова, наш специальный корреспондент

Круглый стол в Общественной палате, посвященный семейному образованию, еще не успел завершиться, а на сайте газеты «Вечерняя Москва» уже появилась новость об этом мероприятии под заголовком «Родители верны классике». Журналистка Екатерина Петрова рассказала читателям о том, как прошло мероприятие, однако это, как выяснилось, очень во многом не совпало с тем, что увидели и услышали непосредственные участники круглого стола. Например, не выступал и даже не присутствовал на нем председатель комиссии Мосгордумы по образованию Антон Молев, слова которого цитируются в новостном сообщении. Ничего не говорилось там и о том, что родители, самостоятельно обучающие детей, «должны пройти обязательную аттестацию в образовательной организации» – просто потому что это никоим образом не соответствует действительности… Как же на самом деле прошло это обсуждение? Читайте подробности на нашем сайте.

Чего добились  участники круглого стола?

Прекращение выплат компенсаций родителям, обучающим своих детей в семье, возросшее давление на семейников со стороны администраций большинства школ, другие преграды, встающие на пути семейного образования в Москве – это не разрозненные проблемы, а часть планомерной политики, которая реализуется сегодня столичным департаментом образования на основании официально утвержденного документа: госпрограммы «Столичное образование» на 2012-2018 годы. Согласно этой программе, число детей, получающих образование в семейной форме, за шесть лет должно сократиться вдвое.

Кто-то из сторонников семейного образования уже давно ознакомился с содержанием этого документа и, возможно, сам пришел к такому же выводу, а кто-то просто почувствовал на себе последствия принятой стратегии.

Однако именно теперь ситуация, которая ранее обсуждалась семейниками лишь между собой, стала достоянием широкой общественности. И это, пожалуй, самый главный итог круглого стола, который прошел 27 октября в Московской общественной палате (МОП). Его участники во всеуслышание заявили: планы Московского департамента образования сократить к 2018 году количество обучающихся по семейной форме с 1,9% до 1% от общего числа обучающихся противоречит государственной политике в отношении семейного образования. Ведь в нормативно-правовых актах, принятых на федеральном уровне, ни о каком сокращении числа семейников нет и речи. Наоборот, долгосрочная стратегия российского образования ориентирована на создание сред и сервисов для удовлетворения разнообразных образовательных запросов населения. Согласно этой стратегии, «должен быть обеспечен переход к качественно новому уровню индивидуализации образования через реализацию учебных траекторий в образовательных организациях всех форм собственности и их сетях, в формах семейного образования, самообразования» (цитата из Распоряжения Правительства РФ от 15.05.2013 г.  792-р).

Кто говорил и кто слушал?

Основным докладчиком на круглом столе в МОП была председатель Ассоциации родительских комитетов и сообществ АРКС О.В. Леткова. Кроме нее, выступили руководитель интернет-проекта «Семейное образование» И.М. Чапковский; руководитель общественного движения «Семейное образование» М.В. Макаревич; юрист О.А. Овчаров; экономист и предприниматель С.В. Днепровская; автор проекта «Семейное образование в регионах» А.Г. Дьякова; педагог, член правления АРКС и член межкомиссионной рабочей группы по общественному контролю за модернизацией системы образования города Москвы О.Г. Лунгу; соучредители и сотрудники журнала «Семейное образование» О.В. Апрельская и Л.И. Покровская и другие.

Разговор получился интересным, предметным, максимально насыщенным фактами и цифрами. Правда, выступающие были поставлены в очень жесткие рамки регламента, из-за которых практически никто не успел полностью высказать свои соображения и озвучить подготовленную информацию. Кроме того, с самого начала мероприятия было трудно избавиться от ощущения, что столичные власти всеми силами стремятся вообще не замечать проблемной ситуации вокруг семейного образования в Москве. Судите сами: на круглый стол были приглашены чиновники всех уровней, а также депутаты Госдумы и Мосгордумы и представители Аппарата уполномоченного по правам человека, однако почти все они приглашения игнорировали. Не сочли нужным принять участие в обсуждении даже сотрудники Департамента образования Москвы – оттуда не было ни одного представителя! Из властных структур своих представителей на мероприятие отправили только столичный Департамент социальной защиты и Прокуратура.

Таким образом, очный диалог не состоялся. Придется ли столичным чиновникам от образования, несмотря на сей факт, в ближайшее время отвечать на поставленные в ходе круглого стола вопросы? Сторонники семейного образования надеются, что так оно и будет, поскольку межкомиссионная рабочая группа, которая была создана в Московской общественной палате, готовит материалы для проведения масштабной конференции по вопросам модернизации столичной системы образования. Эта конференция запланирована на 12 ноября, и ее участникам для ознакомления и обсуждения должна быть предоставлена, в числе прочего, резолюция по итогам круглого стола в МОП. На момент размещения этого материала на сайте проект резолюции еще не был подписан, члены рабочей группы продолжали вносить в него изменения и дополнения. Судя по проекту, в резолюцию войдут рекомендации, адресованные Общественной палате города Москвы, правительству города Москвы и столичному Департаменту образования.

Чего хотят сторонники семейного образования?

Если подытожить все предложения сторонников хоумскулинга, выступавших на круглом столе, получится следующее. Во-первых, они хотели бы, чтобы Мосгордума внесла в Государственную думу РФ законодательную инициативу, направленную на разработку механизма реализации действующего Федерального закона «Об образовании» по части семейного образования. В законодательство было предложено внести изменения с тем, чтобы закрепить связи семейников с государственной образовательной системой. Дети, получающие образование в семейной форме, должны зачисляться в образовательные учреждения, получать возможность в полном объеме реализовывать свои права на образование и получать меры государственной поддержки, включая компенсации их родителям из бюджета за обучение и питание в объеме подушевого финансирования.

Участники круглого также считают необходимым, чтобы в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора был направлен запрос от столичных депутатов с запросом о целевом использовании средств, выделяемых их городского бюджета Москвы на каждого ребенка, который получает образование в семейной форме. Выделяются ли из бюджета средства на эти цели? Если да, то в каком объеме? Кто и как распоряжается ими?

Сторонники семейного образования настаивают и на том, чтобы были внесены поправки в Постановление Правительства Москвы № 450-ПП от 27 сентября 2011 года, которым была утверждена действующая госпрограмма «Столичное образование». Это необходимо сделать для выравнивания возможностей получения детьми образования во всех формах, предусмотренных ФЗ «Об образовании», в частности, в форме семейного образования.

Ну и, конечно, от Департамента образования города Москвы семейники также ожидают многих важных шагов – от адекватных разъяснений администрациям школ правового статуса детей, получающих образование в семейной форме, до создания бесплатных центров независимого тестирования и методической помощи обучающимся.

На чем акцентировали внимание выступавшие?

О.В. Леткова сделала общий обзор темы семейного образования в Москве, рассказала об основных проблемах: о том, что новый федеральный закон «Об образовании» не регламентирует механизм реализации семейной формы обучения; что столичный департамент образования интерпретировал нормы этого закона как необходимость перевести всех семейников на заочную форму обучения, что у них теперь возникают трудности с местом прохождения аттестации и с методической поддержкой. Говорила она и о проблеме компенсаций семейникам: «Родители, обучающие детей в семье, получали финансирование своей деятельности. Но поскольку федеральный закон этого не предписал напрямую компенсации были прекращены. На самом деле, в законе просто новая концепция: специальных указаний по финансированию нет вообще, зато сказано, что деньги должны следовать за учеником – главное, чтобы при его обучении соблюдались государственные стандарты. Это не сужает, а расширяет возможности финансирования семейного образования, однако в столичном департаменте образования с этим не согласны, и в его планах – сворачивание этого сегмента образовательной системы».

И.М. Чапковский напомнил о том, что действия Департамента образования противоречат статьи 6 закона №25 г. Москвы, которая регламентирует выплату компенсаций и которая до сих пор не отменена. Он также подчеркнул, что гражданам фактически отказывают в выборе формы образования. Кроме того, И.М. Чапковский заострил внимание на том, что движение денег в образовательной сфере происходит скрытно от родителей, а любая скрытность финансовых потоков – та мутная вода, которая позволяет ловить рыбу. Причем вопрос этот не только и не столько экономический. Для родителей важно, что их труд по воспитанию и обучению детей признается государством, а компенсация – это как раз и есть реальное признание такого труда.

М.В. Макаревич высказала возмущение по поводу стиля общения столичного департамента образования с общественностью: информация преподносится в самой общей и обтекаемой форме, многое удается выяснить лишь в ходе судебных разбирательств. Иногда информация намеренно искажается. В качестве доказательства М.В. Макаревич привела такой пример: «В августе 2013 года наше общественное движение направило руководителю Департамента образования г. Москвы вопрос, будут ли родителям платить компенсации. Он ответил, что ведется работа по определению порядка выплат. На деле же буквально через месяц выплаты прекратились. Одновременно были внесены изменения в порядок  финансирования столичного образования. Раньше было понятно, что на каждого ребенка выделяется определенный подушевой норматив, а теперь нас поставили перед фактом существования некоего государственного задания, но не объяснили, в чем они состоит».

О.А. Овчаров привел выдержки из различных законодательных актов, которые свидетельствуют о том, что региональные власти вправе поддержать семейную форму образования, поскольку фактически изменений в статусе семейников не произошло. Однако в столице чиновники от образования заняли твердую позицию и решили, что поддерживать семейников не будут. «Суды стоят на стороне региональной власти, – сказал О.А. Овчаров. – Соответствующие региональные законы они признают недействующими, однако они не отменены и не отменяются. По всей видимости, сэкономленные за счет этого деньги оседают в карманах чиновников в виде премий. Департамент превратился в коммерческую структуру, которая занялась зарабатываем денег». 

С.В. Днепровская подчеркнула: «Школа не справляется со своими функциями. Родители делают это самостоятельно, при этом им приходится арендовать помещения для создания семейных школ, платить немалые средства за аренду. Почему мы не можем собраться в школах?»

О.Г. Лунгу напомнила, что в ряде случаев переход на семейную форму обучения – вынужденная мера и единственная возможность дать ребенку образование в объеме средней школы. Однако даже в таких очевидных ситуациях семейники не получаю компенсаций ни за обучение, ни даже за питание, бесплатно гарантированное школьникам.

Л.И. Покровская подняла вопрос о промежуточной аттестации детей, получающих семейное образование: «Почему бы не предоставить родителям право выбирать периодичность сдачи промежуточной аттестации? Закон и право на их стороне. Почему его приходится с боем отстаивать? Почему департамент образования не составит школам разъяснительное письмо, что такое право у родителей есть? Почему каждый родитель должен ходить по всем инстанциям?»

О.В. Апрельская выступила с инициативой, направленно на упрощение  взаимодействия школьных администраций с родителями детей, получающих семейное образование. Она сказала: «Надо упростить алгоритм взаимодействия, создать простой понятный механизм, чтобы не нужно было каждый раз проходить этот путь по-новой. Предлагаем выпустить брошюру с разъяснениями, однако необходимо, чтобы в этом было заинтересовано и Министерство образования, иначе в школах это не будет приниматься как руководство к действию. Пока родители и школы друг от друга защищаются. Кода в школы приходит кто-то нестандартный, у них возникает множество проблем. Наша миссия – сделать семейное образование доступным».

Представитель инициативной группы родителей Т.Е. Степанова рассказала о проблемах, с которыми родители школьников сталкиваются в Новой Москве: зачастую детей приходится возить в школу на машине или на автобусе, и из-за пробок дорога стала занимать очень много времени. В итоге дети не высыпаются, быстро устают, часто болеют. Эту проблему можно было бы решить за счет создания маленьких семейных школ, однако подобные проекты нуждаются в государственной поддержке.

Леонид Хачатурян, также попросивший слово на круглом столе и представившийся как семейник со стажем, обратил внимание на тот факт, что ни в один школьный управляющий совет родители детей, обучающихся в семье, не входят. Кроме того, он отметил: «Усилия семейников не скоординированы. Необходимо создать единый координационный совет и единый реестр семей, которые самостоятельно занимаются обучением своих детей – чтобы отстаивать общие интересы  и чтобы власти понимали, что нас много».

Как ни парадоксально, но оптимизм по поводу перспектив семейного образования в столице вселил во всех присутствующих на круглом столе человек, который, строго говоря, никакого отношения к развитию хоумскулинга в Москве не имеет. Жительница Ижевска Алина Дьякова рассказала о том, в каких условиях реализуются права граждан на получение образования в семейной форме в различных регионах страны. Далеко не во всех субъектах Федерации семейников стремятся «прижать» так же настойчиво, как в Москве, и это – реальное доказательство того, что бороться за свои законные права можно и нужно. К сожалению, А.Г. Дьяковой, как и другим участникам обсуждения, пришлось очень сильно сократить свое выступление из-за жестких рамок регламента. Но мы попросили у нее текст, который она подготовила специально к этому мероприятию. Ознакомиться с ним можно на старой версии нашего сайта по ссылке: http://www….=4&a=11

Поделиться