© 2005-2024 Игорь и Валентина Чапковские 
© Все права защищены
По вопросам использования материалов пишите  
в форму обратной связи
Главная / Библиотека / статьи и интервью / Пятнадцатилетняя немецкая школьница силой переведена с домашнего обучения в психиатрическую больницу

Пятнадцатилетняя немецкая школьница силой переведена с домашнего обучения в психиатрическую больницу

Архив статей

Семейное образование

О проекте

Это сайт для ответственных родителей, берущих образование детей в свои руки. Успешный опыт сотен семей показал, что семейная форма обучения эффективна, а в каких-то случаях не имеет альтернативы.

02.12.2022

Пятнадцатилетняя немецкая школьница силой переведена с домашнего обучения в психиатрическую больницу

22 мая 2007

В прошлом году за день до Рождества одна из газет города Эрланген (Германия) опубликовала фото семьи Бусекросов: восемь счастливых людей в доме, украшенном к празднику. Статья называлась «Только семья открывает путь к новым перспективам».

1 февраля этого года старшую дочь Бусекросов силой оторвали от ее семьи в соответствии с судебным постановлением о принудительном помещении девочки в нюрнбергскую психиатрическую клинику для детей, подростков, а также несовершеннолетних, лишенных родительской опеки.

Летом 2005 года 15-летняя Мелисса была оставлена на второй год в седьмом классе привилегированной школы Ernst High Gymnasium. (В школах такого типа получают самые престижные аттестаты о среднем образовании). У нее оказались слишком плохие отметки по математике и латинскому языку. Немалую роль в этом сыграло то, что класс Мелиссы во время занятий постоянно шумел, да и сами уроки часто отменялись, и получить нужные знания в таких условиях было нелегко.

Поскольку остальные предметы Мелисса сдала хорошо, а класс, с которым Мелиссе пришлось бы заново повторять всю программу седьмого года обучения, вел себя еще хуже прежнего, девочка и ее родители рассудили, что отдельными предметами ей лучше заниматься дома по индивидуальной программе.
Однако когда Мелиссу спросили, чем она будет заниматься дома, а чем — в школе, она сказала, что в школе ей хочется заниматься только музыкой и петь в школьном хоре. Такой выбор, естественно, не обрадовал местное школьное начальство, и Мелиссу перевели из привилегированной гимназии в Hauptschule. (Школы этого типа образуют низшую ступень трехуровневой системы среднего образования в Германии, и, соответственно, выдают самый непрестижный аттестат зрелости).

Тогда Бусекросы стали учить Мелиссу дома, хотя младшие их дети по-прежнему ходили в школу (поскольку дети в Германии обязаны посещать ее ежедневно). Для Мелиссы же после окончания 2005/2006 учебного года срок обязательного ежедневного посещения школы все равно истекал. Но несмотря на это местные органы по делам несовершеннолетних (Jugendamt) вызвали Мелиссу и ее семью на судебное разбирательство. Явится смог только отец, поскольку Мелисса в это время была за границей. Это увеличило подозрения властей, которые желали узнать о местонахождении девочки все до малейших подробностей, для чего судья по семейным делам даже нанес внезапный визит в дом Бусекросов.

Хотя семью Бусекросов прекрасно знают и любят все соседи, да и снимок в местной газете свидетельствовал о том, что скрывать им решительно нечего, власти были не удовлетворены. Во вторник 30 января, около 7 утра (глава семьи как раз ушел на работу) госпожу Бусекрос неожиданно навестили сотрудники социальной службы в сопровождении полиции, которые потребовали немедленно выдать им Мелиссу на основании постановления суда Эрлангена № 006 F 01004/06 от 29 января 2007 года. В нем, в частности, говорилось: «На местные органы по делам несовершеннолетних возлагается обязанность доставить ребенка на слушание дела, в том числе, в случае необходимости, и силой, при содействии полиции».

Мелисса была помещена в детское отделение психиатрической больницы в Нюрнберге, где ей предстоял допрос в присутствии специалиста-психиатра, доктора Шанда. В клинике девочка провела в общей сложности около трех с половиной часов, затем ее отпустили. Но ни родители Мелиссы, ни пять ее младших братьев и сестер, которые все это время с ужасом думали, увидят ли они ее снова, ни сама девочка не знали, что худшее еще впереди.

Первого февраля, около полудня, судья суда по семейным делам, сотрудники органов по делам несовершеннолетних и пятнадцать полицейских торжественно вошли в дом Бусекросов и вновь отвезли Мелиссу в нюрнбергскую психиатрическую больницу, на этот раз на лечение. По словам отца девочки Губерта Бусекроса, новое постановление суда изымало ее из-под родительской опеки. Основанием для предписанного Мелиссе курса лечения послужил допрос, проведенный накануне. Согласно выводам психиатров, Мелисса предположительно отстала в развитии на год и страдает от школьной фобии, то есть боязни школы. Внезапность обследования, которая, безусловно, могла повлиять на его результаты, и благоприятное семейное окружение Мелиссы специалисты в расчет не приняли.

Теперь братьям и сестрам Мелиссы, а также ее родителям действительно остается только гадать, когда же они увидят ее снова. Господствующий подход к проблеме так называемой школьной фобии предписывает полную изоляцию пациента от контактов с его или ее ближайшим окружением, поскольку предполагается, что такие контакты лишь усиливают фобию.

На фотографии к статье «Только семья открывает путь к новым перспективам» Мелисса радостно улыбалась в окружении любящей семьи. Теперь ей радоваться не приходится. Кто знает, когда она снова сможет улыбаться? Между тем, загнавшие ее в психиатрическую больницу бюрократы убеждены, что теперь-то жизнь Мелиссы наладилась, и премного собой довольны. Можно ли творить такое с тонким и музыкально одаренным ребенком, только потому, что чиновникам от образования понадобилось показать пример всем остальным? Понятно, что они готовы любой ценой настаивать на обязательном ежедневном посещении школы (хотя в случае Мелиссы ежедневное посещение уже не обязательно), а душевные страдания милой и тихой девочки, разумеется, в счет не идут.

Если бы Мелисса жила в Австрии, Чехии, Франции, Ирландии, Великобритании или Бельгии, все участники этой истории, и девочка, и ее родители, и чиновники, были бы ничуть не обеспокоены тем, что она учится дома. В этих странах, как и почти во всем мире, домашнее обучение — законная альтернатива школьному, истинное благо для одаренных и необычных детей. Множество немецких школьников, которые вынуждены сейчас сидеть по нескольку лет в одном классе, при таких заботливых родителях, как родители Мелиссы, в этих странах могли бы учиться без лишних стрессов. Что же мы видим вместо этого? То, что снится в кошмарах каждому немецкому школьнику, — насильственное водворение в психиатрическую клинику.

Netzwerk Bildungsfreiheit (германское сообщество в защиту свободы образования) осуждает бестактное и грубое поведение причастных к делу официальных лиц и требует немедленного возвращения Мелиссы в семью. Кроме того, Netzwerk Bildungsfreiheit призывает всех политиков Эрлангена и остальной Германии дать гарантии, что подобное попрание прав человека и произвол властей будут остановлены, даже если это потребует личного вмешательства.

Перевод В. Б. Кулябиной

Поделиться