Образование на дому наиболее популярно в США, Канаде и Великобритании. В Соединенных Штатах на этой форме обучения находятся около трех процентов школьников или более полутора миллионов человек. Численность российских детей, проходящих обучение на дому, оценивается в 65-70 тысяч. Причины, по которым родители в разных странах прибегают к домашней форме обучения, так же различны, как и отношение к нему государства. При этом, например, в Швеции и Германии такая практика запрещена законодательно.
Семейное образование в мире: два полюса
В конце 1960-х годов в США было всего 10-15 тысяч детей, которые обучались дома. С тех пор это число постоянно растет. Уже в 1999 году в стране насчитали850 тысяч детей, образованием которых непосредственно занимались их родители, а в 2007 году число обучающихся на дому перевалило за 1,5 миллиона.
Сейчас получающие домашнее образование «хоумскулеры» (от английского «homeschooling») составляют около 3 процентов от всех учащихся в США. Не столь значительный, но весьма ощутимый рост численности этой категории детей наблюдается также в других англосаксонских странах — Великобритании, Канаде и Австралии.
Между тем нельзя сказать, что весь мир в целом относится к идее домашнего обучения положительно. Например, в Германии такой вид образования запрещен и карается штрафами, тюремными сроками для отцов и матерей и даже лишением их родительских прав. Широкий общественный резонанс вызвало решение немецких властей насильно забрать четырех детей из семьи Вундерлих, проживающей недалеко от города Дармштадт в земле Гессен. Несовершеннолетних на три недели поместили под государственную опеку, пока суд все-таки не разрешил им вернуться домой, взяв с родителей обещание, что они отдадут их в школу.
Строгие законы вынуждают немецких «хоумскулеров», многие из которых являются религиозными людьми, искать политического убежища в других странах, в частности, в США. Правда, американские власти не всегда прислушиваются к доводам выходцев из Германии. Хотя критики немецкой системы обязательного школьного образования постоянно припоминают ее нацистские корни, сейчас ФРГ является демократическим государством. Родителям предоставляется возможность отправить своих детей в учебные заведения любой направленности, например, протестантские или мусульманские.
Семья Вундерлих из Германии. Отца и мать пытались лишить родительских прав из-за того, что они отказываются водить детей в школу
Полностью запрещено домашнее образование также в Швеции. Остальные страны Европы и Америки находятся где-то посередине между этими двумя полюсами — США и Германией.
Формы хоумскулинга: от полного контроля до тотального «анскулинга»
В тех странах, где домашнее обучение сравнительно популярно, сосуществуют самые различные его формы. В США каждый штат решает проблему контроля за «хоумскулерами» по-своему. Самые строгие требования к родителям действуют в Пенсильвании, Нью-Йорке и Калифорнии. В последнем из упомянутых штатов, например, обучать детей могут только лица с педагогическим образованием. Если у родителей его нет, они должны либо самостоятельно нанимать учителей, либо объединяться в небольшие частные школы.
В числе тех, кто обучался дома, один из самых известных ныне австралийцев — Джулиан Ассанж. Мать основателя WikiLeaks не хотела, чтобы ее ребенка сломала школьная система. Поэтому Ассанж посещал учебные заведения лишь время от времени. Правда, даже если бы он хотел учиться вне дома, ему бы это было крайне тяжело. По некоторым данным, мать с ребенком до того, как ему исполнилось 14 лет,переезжала с места на место 37 раз.
В других штатах доступна абсолютно свободная форма обучения — так называемый «анскулинг» (от английского «unschooling»). Она подразумевает, что родители полностью берут на себя ответственность за воспитание ребенка и ни в чем не должны отчитываться перед государством. Обучение детей проходит так, как сочтут нужным их матери и отцы. Одно из самых либеральных законодательств по отношению к «хоумскулерам»действует в Техасе.
Многочисленные формы домашнего образования процветают и в соседней с США Канаде. Как рассказала в беседе с «Лентой.ру» многодетная мать и психолог Ольга Писарик, проживающая в Ванкувере, степень контроля напрямую зависит от того, претендуешь ли ты на компенсацию от государства. Если нет, то с тебя ничего не спрашивают. Если родители все-таки хотят получать определенную сумму, которую можно потратить исключительно на образовательные цели и необходимые для учебы предметы, то государство их контролирует. Проще всего приписать своего ребенка к одному из специальных центров для «хоумскулеров». У каждого из них свои требования, однако самой Писарик никогда не приходилось сталкиваться с аттестацией в форме экзаменов.
Большинство американских вузов, в том числе передовых, уже приучились работать с «хоумскулерами». Специально для них придумываются различные формы контроля и дополнительных вступительных испытаний. В Канаде, по наблюдениям Писарик, большинство «хоумскулеров» в старших классах все-таки начинают посещать школу. Те же, кто не получает никаких документов об образовании, могут поступать, например, в религиозные вузы.
О том, насколько эффективно домашнее обучение, единого мнения у экспертов нет. Его критики традиционно обращают внимание на несколько слабых сторон этой формы обучения. Как отметил в беседе с «Лентой.ру» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков, для эффективной работы «хотя бы один из родителей должен иметь педагогическое образование». Кроме того, семье не всегда легко обеспечить ребенку смену видов деятельности. Наконец, чаще всего критики семейного образования указывают на недостаточную социализацию таких детей.
Существует распространенное мнение, что родители, которые забирают своих детей из школ, — малообеспеченные борцы против системы, не признающие никаких законов. Однако статистика тех стран, в которых она ведется, говорит об обратном.
Большинство детей, обучающихся в США вне школы — из белых (77 процентов), полных (89 процентов) и относительно обеспеченных семей (с годовым доходом от 25 до 75 тысяч долларов в год).
У «хоумскулеров» есть ответы почти на все эти претензии. Проведенные в США исследования демонстрируют, что находящиеся на домашнем обучении дети показывают в среднем лучшие результаты, чем школьники. Причем уровень образования родителей не сильно влияет на успеваемость.
Социализация детей достигается за счет посещения ими различных кружков и секций, а также некоторых занятий в школах. Кроме того, родители объединяются и нанимают профессиональных учителей для своих детей, создавая некое подобие частных учебных заведений. Благодаря активному общению «хоумскулеров» между собой ученики имеют возможность объединяться в достаточно большие группы для посещения экскурсий
Семейное образование в России: 20 лет реформ
Когда в 1986 году в Советском Союзе Игорь Чапковский забрал своего сына из школы, его с супругой могли лишить родительских прав. В СССР посещение учебных заведений для здоровых детей было обязательным. Однако в стране уже началась «перестройка», и власти не стали предпринимать никаких репрессий. Чапковским удалось самостоятельно дать среднее образование сыну и младшей дочери, а затем они стали инициаторами движения за домашнее обучение в России, основав проект «Семейное образование».
В советское время таких диссидентов, как Чапковский, были единицы, однако сейчас число родителей, занимающихся обучением своих детей, в России значительно больше. Сколько, сказать сложно. В московском департаменте образования число детей, обучающихся в семье, оценивают в 2350 человек. Активисты «семейного» движения считают, что эта цифра занижена в несколько раз. Чапковский в беседе с «Лентой.ру» предположил, что в России всего около 65-70 тысяч детей, которые учатся вне школы. По самым смелым оценкам, домашнее образование получают до 100 тысяч детей.
По мнению Чапковского, российское законодательство в сфере семейного образования долгое время оставалось одним из самых «передовых» в мире, потому что подразумевало выплаты родителям за обучение детей. Такое положение действовало с 1992 года и регулировалось федеральным законом. После проведения в 2004-2005 годах монетизации льгот выплаты родителям, занимающимся семейным образованием, остались на усмотрение регионов. Долгое время в Москве родители могли получать такие же суммы, какие выплачивались бы школе на одного ученика — в последнее время подобные выплаты составляли от 63 до 123 тысяч рублей в год в зависимости от класса.
<…>