Как получить среднее образование дома?
Такая форма обучения детей, как семейное образование, прописанная в законе «Об образовании», начинает находить свое применение и в Уфе…
Марку Трубицыну исполнилось в августе 10 лет, тем не менее, он уже учится в пятом классе в СОШ № 129. Причем «на отлично», хотя даже не посещает школы.
— Я всегда занималась развитием способностей ребенка, — объясняет его мама, Наталья Петровна, по образованию педагог начальных классов. — Марк и в детский сад не ходил, поскольку мы всегда ему давали опережающее задание. Он обгонял всех своих сверстников по уровню развития. По результатам тестирования уже в пять лет уровень Марка соответствовал первому классу …
В 2004 году Наталья Петровна поинтересовалась в Министерстве образования РБ, есть ли какие-нибудь законы, чтобы обучать своего ребенка дома, так как его образованием уже полным ходом начали заниматься до школы. В министерстве ответили: да, есть такая форма, прописанная в законе «Об образовании», как семейная, когда своего ребенка родители могут сами обучать в семье, или приглашать домой педагогов. Марк проучился в первом классе школы первую четверть, скучал на уроках. И тогда мама решилась — буду своего ребенка учить сама. Марку повезло — он скорее исключение, чем правило.
ДРУГИЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
От качества образования зависит многое в судьбе человека. Не все родители знают, что закон «Об образовании» РБ и РФ предлагает различные формы обучения. Это тем более важно, что уже с 1 сентября 2007 г. вводится обязательное полное среднее образование. То есть ваш ребенок должен обязательно просидеть «за партой» долгие 11 лет. Насколько эффективно это будет?
Это, конечно, хорошо. Обязательность, подкрепленная государственной поддержкой. Но уже сегодня многие родители задумывается, как с максимальной пользой провести этот «обязательный образовательный срок». В Законе РБ «Об образовании» сказано, что можно выбрать:
«Ст. 10 Формы получения образования. 1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах:
в образовательном учреждении — в форме
— очной,
— очно-заочной (вечерней),
— заочной;
вне образовательного учреждения — в форме
— семейного образования,
— самообразования;
— экстерната.
Допускается сочетание различных форм получения образования».
Получается, очная форма — это традиционная дневная школа. Есть также вечерняя школа, центры образования и др. А вот экстернат и семейное образование в Уфе в принципе не задействованы вообще. Почему?
ПРОБЛЕМАТИКА ШКОЛЫ
После разговора с разными педагогами г. Уфы понимаешь, что мешает введению семейного образования многое. Например, был неудачный опыт в области семейного образования в Орджоникидзевском районе. Там пошли по пути «принятия на работу» родителя, хотя в положении (2004 год) было сказано, что «родитель заключает договор на определенных условиях». То есть не трудовой договор, а договор по организации семейного образования. И родитель может выступать в качестве педагога, учителя, но это не значит, что его надо принимать на работу.
Как и любой закон, Закон РБ «Об образовании» реализуется через систему нормативных документов. В данном случае «семейное образование» должно регулироваться Постановлением Правительства РБ. Его нет. Поэтому этой возможности выбора, «на бумаге» предоставленного федеральными и региональными законами, как считают педагоги, у нас пока тоже нет. Кстати, положение о семейном образовании уже принято во многих регионах России.
Его инициатором должно выступать, конечно, Министерство образования РБ, поскольку именно оно реализует эти образовательные законы.
УЛЬЯНОВСКИЙ ПРИМЕР
Если взять ближайших соседей — Ульяновскую область, то согласно их Постановлению (от 31 октября 2005 года № 174) уже в приказе о зачислении ребенка в школу указывается форма получения образования. Этот приказ хранится в личной карте обучающегося. Обучающиеся могут перейти на семейную форму получения образования по заявлению родителей (иных законных представителей) на любой ступени общего образования: начального общего, основного общего и среднего (полного) общего. И обратно — в любой момент. Отношения между школой и родителями при организации семейного образования регулируются договором. Для осуществления семейного образования родители могут пригласить преподавателя самостоятельно; обратиться за помощью в школу; обучать самостоятельно. А школа в соответствии с договором обязана бесплатно предоставлять обучающемуся на время обучения учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке; обеспечивает обучающемуся методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ; осуществляет промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающегося и текущий контроль за действиями родителей по обучению ребенка.
В УЛЬЯНОВСКЕ РОДИТЕЛЯМ ДАЖЕ ПЛАТЯТ
В Ульяновске родителям, осуществляющим обучение несовершеннолетнего ребенка в форме семейного образования, возмещаются затраты в пределах норматива расходов на реализацию государственного стандарта общего образования на одного обучающегося, определяемого в соответствии с действующим законодательством для каждого типа и вида образовательного учреждения. Расходы на воспитание и обучение несовершеннолетних детей в форме семейного образования включаются в сметы образовательных учреждений и передаются родителям в соответствии с условиями договора. В случае если у школы отсутствует собственный лицевой счет, то отношения по финансовому обеспечению семейного образования регулируются трехсторонним договором.
Родители, осуществляющие образование несовершеннолетнего ребенка в семье, не лишаются права на получение компенсаций, установленных государственными и муниципальными органами власти на детей соответствующего возраста.
А в Уфе — родителям не платят. Родители Марка обучают сына за свой счет на добровольной основе. Хотя вроде по принятым нормам финансирование из бюджета теперь поступает за каждого ученика. И по логике, кто его обучает, тот и должен получать финансирование…
ПРЕСЛОВУТАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Конечно, не каждый родитель решится заменить школьных учителей своей персоной. Интересно, что в обществе есть активные сторонники и есть противники форм домашнего образования. Противники в основном говорят о том, что «ребенок вне школы лишен общения со сверстниками. Он должен научиться существовать в коллективе, без этого ему не светит никакая карьера». Сторонники утверждают, что дети социализацию и так проходят вне школы, на улице. А индивидуализация обучения только улучшает качество обучения, обучающийся проходит программу быстрее, чем в школе. Да и в школе уменьшается нагрузка на класс. А главное, много свободного времени остается на дополнительное развитие ребенка.
— Нельзя сказать, что домашнее образование подходит каждому ребенку, — считает Анна Николаевна Безденежных, зам директора по УВР начальных классов СШ № 129. — Но в данном конкретном случае, с Марком Трубицыным, эта форма себя оправдывает. Этот ребенок дома получает достойное, качественное образование. Об этом свидетельствует все контрольные срезы знаний, которые мы проводили. Он действительно намного опережает своих сверстников. Поэтому его родители желают дать образование ребенку именно в такой форме.
— Но при этом мы всегда старались, чтобы он ходил в различные кружки, — говорит мама Марка. — Чтобы он общался со сверстниками. Наша цель — учебный процесс. У меня есть знакомые, которые переходят на альтернативные формы обучения в РБ, например, в Туймазах. Я знаю, что не каждая школа это приветствует. О нашей школе этого нельзя сказать, здесь нам всегда шли навстречу. Огромное спасибо администрации СОШ № 129 г. Уфы!
Родители Марка считают, что Марк «спокойно» может форсировать годы школьного обучения — пройти 11-летку примерно в два раза быстрее. Однако не стремятся к этому — все зависит от желания Марка. Пока что он доволен тем, что учится дома.
— Везет же тебе, Марк, — часто говорят ему знакомые ребята.
РЕЖИМ ДНЯ УЧЕБЫ ДОМА
Как же проходит день ребенка, обучающегося дома?
— Встаю, умываюсь, кушаю, — рассказывает Марк. — Сажусь, делаю уроки (то, что мама задаст). Часа три-пять уходит на учебу. Потом могу кино по ТВ посмотреть или в футбол поиграть с папой. Вечером интересную книжку читаю, затем ложусь спать…
— Получается, вторая половина твоего дня посвящена отдыху? — переспрашиваю «домашнего ученика».
— Да, можно так сказать. — Отвечает Марк. — Можно еще куда-нибудь сходить, погулять с друзьями.
Сейчас Марк учится экстерном. Так «возни меньше» с документами.
Кстати, в Уфе еще четыре заявления с формулировкой «Прошу перевести моего ребенка на семейную форму обучения» уже «лежат» на рассмотрении органов образования.
Газета «Уфимские новости», сайт http://unj.ru — 2007. — № 21