Фильм Клары Беллар «Бытие и становление»
Снятый в 2012 году документальный фильм Клары Беллар «Бытие и становление» (Being and becoming) наши соотечественники если и видели, то только в «пиратском» интернете, без русского перевода. Летом 2015 года в Москве эта лента появилась с субтитрами на русском языке. Благодаря этому некоторые счастливчики, приглашенные на просмотр, смогли познакомиться с тем, как на практике выглядит анскулинг в Германии, Франции, Великобритании и США.
Даже в среде сторонников альтернативного образования анскулинг (то есть такая методика домашнего обучения, где лидером является ребенок, который сам определяет «программу» своего обучения) считается революционным. Однако опыт героев фильма «Бытие и становление» убеждает в том, что, во-первых, и анскулинг имеет право на существование. А во-вторых, что философия и практика образования, основанная на важности соблюдения в первую очередь интересов ребёнка, когда ребенок обучается без отрыва от семьи, – это хоть и не всем доступная, но во многих случаях эффективная альтернатива массовой школе.
Особенно очевидным это становится, когда видишь, кто именно выбирает для своих детей такой путь. Для наглядности позволю себе отступление: есть у меня один знакомый, который возглавляет отдел маркетинга на крупном мясокомбинате. И, хорошо зная все технологические процессы, он никогда, ни при каких обстоятельствах не ест вареную колбасу. Так вот, очень многие из тех, кто не желает даже на пушечный выстрел подпускать своих детей к массовой школе, по профессии – педагоги! Даже за время своего недолгого общения с «семейщиками» мне пришлось не раз столкнуться с этим парадоксом, а фильм Клары Беллар предоставил тому новые подтверждения. Кто-то из его героев преподает в вузе, кто-то – в школе, а иные, получив педагогическое образование, не работают по специальности, но направляют все свои способности на воспитание собственных детей. Это ли не доказательство того, что к их мнению стоит прислушаться?
«Все время мы познаем, смотрим, слушаем, интересуемся, учимся друг у друга» – вот, пожалуй, главная идея анскулинга, и она достойна того, чтобы стать основой философии каждого сторонника альтернативного образования. В фильме ее подтверждают необычные, самобытные семьи, в которых вырастают яркие личности – талантливые, увлеченные и мотивированные. Среди них в основном представители креативного класса: музыканты, художники, исследователи, которым рад любой престижный вуз, люди, живущие в гармонией с природой и изучающие ее.
«Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста», – цитирует автор фильма слова знаменитого Пабло Пикассо. Судьбы героев этой документальной ленты убеждают в том, что «свободное» образование подходит для развития творческих способностей как нельзя лучше. Что же касается развития других познавательных навыков, в частности, письма и чтения, то они уверены: главное – доверять детям, не мешать им развиваться, и тогда эти навыки придут. «Нас повсюду окружают буквы, – замечает в фильме француз, многодетный отец. – Выросший в такой среде ребенок научится читать так же естественно, как ребенок, выросший посреди фруктового сада, научится различать фрукты. Делайте то, что вам подходит. Но я уверен, что идти по проторенной дорожке опасно. Дети – исследователи, они любят открывать новое для себя, и никто не должен навязывать им открытия».
В фильме взрослые – бывшие анскулеры – рассказывают о том, что они никогда не ходили в школу, о заблуждениях и непонимании, с которыми им приходилось из-за этого сталкиваться.
«Любовь, доверие и свобода» – так определил образование вне школы молодой музыкант, журналист, писатель и фотограф из Франции.
«Ребенок, который не ходит в школу, становится творческим инициативным человеком, который не боится брать на себя ответственность», – подтверждает его слова другой респондент, который сам занимался воспитанием и обучением своих детей. И добавляет: «Нужно любить детей, чтобы интересоваться ими».
«Мне важно, чтобы мои дети жили в своем ритме. Всему свое время. Они всему учатся естественным путем. У нас нет оценок, мы просто учимся, и учимся непрерывно. У нас есть свобода! Мы можем путешествовать, у меня есть разные занятия, я могу работать дома, могу помогать детям. Единственное, что я могу дать им в полной мере – это мое время» – высказывается еще одна представительница французского анскулинга.
Глядя на ее семью, автор фильма констатирует: у детей, не посещающих школу, лучше развито воображение. Они привыкли не к строгости, как в школе, а к гибкости. И еще: эффективнее создавать не расписание, а условия для занятий.
В Англии в силу устоявшихся традиций частной жизни семейное образование более распространено, чем в других европейских странах. «Это вовсе не тяжкий труд, и я учусь вместе с ними – говорит англичанка, решившая никак не регламентировать программы обучения своих детей. Ее дочь благодарна матери за такую позицию. «Когда у тебя возникает ощущение, что ты чего-то н знаешь – тебе хочется об этом узнать, а в обратном порядке это не работает», – говорит она.
«Анскулинг – это вера в себя и понимание себя, – сказала еще одна англичанка. – Мое обучение в моих руках. Мои решения в отношении моей жизни важны и значимы».
Приоритет состоянию комфорта и развитию личности. Декларировать его гораздо легче, чем реализовать на практике. Но у некоторых это все же получается, и тогда подросшие дети с благодарностью вспоминают, как один из героев фильма «Бытие и становление»: «Мне всегда отвечали на вопросы, которые я задавал. Родители всегда находили время, чтобы ответить».
Французская актриса театра и кино, обладательница рекордных пяти премий «Сезар» в категории «лучшая женская роль» Изабель Аджани отзывается об этой ленте так: «Этот фильм – ключ, который позволяет найти выход из социальной системы, основанной на страхе. Ключ, который позволяет по-другому взглянуть на жизнь наших детей и на нашу собственную жизнь. Этот фильм принес ответы на вопросы живущего внутри меня ребенка, который, как и все остальные, вынужден был слишком долго поддерживать выживание, не осмеливаясь на жизнь. Этот фильм – гимн внутренней необходимости».
Насколько идеи, с успехом реализованные в благополучных европейских странах и США, могут быть реализованы у нас в России? Это, конечно, большой и совсем еще неясный вопрос. Но вот отзыв одной из российских зрительниц: «Побывала сегодня на показе и обсуждении фильма об анскулинге, после чего пребываю в легком удивлении до сих пор. Как в анекдоте про девочку, которая до сих пор «бегает и смеется». Советую всем посмотреть, это взрыв мозга, переворачивает сознание напрочь».