А ларчик просто открывался…
…Первая беседа с шефом отдела образования началась, как и следовало этого ожидать, с чисто «административного наезда». Когда мы с женой объяснили, что решение о переводе нашего ребенка на семейное образование нами принято обдуманно, с правовыми актами мы знакомы, шеф поставил следующие условия:
- найти школу, в Уставе которой предусмотрена семейная форма обучения;
- предъявить ему все учебные планы, программы и соответствующие им учебники, по которым мы собираемся обучать наше чадо.
Школу мы нашли, это было не трудно. Программы, методики и учебники можно купить в любом книжном магазине. Возникла другая проблема: администрация (дирекция школы и сам отдел образования) не знает, что делать с нами дальше (или говорят, что не знают). Не могут найти какой-то «механизм». Видимо, все уперлось в деньги: в каком размере и как их платить. Возможно, тянут время, пытаются взять нас «измором»…
Из ответа И. М. Чапковского Михаилу С.:
«Здравствуйте, уважаемый Михаил! Юридически искомый Вами „механизм“ описан в „Примерном положении о получении образования в семье“, изданным Министерством образования в 1994 году. Фактически вы должны успокоить директора, сказав, что вы, например, оплатите время преподавателю, которое он будет тратить на аттестацию вашего ребенка в конце учебного года, или что-то вроде этого. Сам механизм состоит из заключения договора между школой и родителями. Я думаю, что чиновники тянут с согласием по обычной причине: лень делать новое дело, хотя они это обязаны делать. Чиновничья лень весьма серьёзное препятствие на пути любого хорошего дела. Желаю успехов. И. М. Чапковский».
* * *
Михаил С.:
«А ларчик просто открывался»… Все проблемы сразу отпали, когда я официально заявил, что ни на какие деньги, положенные по Положению, не претендую. После этого к счастью шефа отдела образования и моему облегчению мы выкинули из договора раздел о финансовом обеспечении и с взаимной радостью расстались.
За прошедшее время удалось немного продвинуться: во-первых, нашли школу, в уставе которой прописана семейная форма обучения; во-вторых, нашли взаимопонимание (как нам кажется) с администрацией школы в лице директора и преподавателя начальных классов; в-третьих, школой приняты наше заявление и документы.
Проект Договора был подписан директором школы, но застрял, естественно, в кабинете начальника управления образованием. Этот начальник не говорит мне «нет», однако говорит, что в предмете Договора должна быть указана расчасовка по каждому предмету, иначе мой «ребенок может подать в суд в случае превышения установленных норм нагрузки». Теперь предстоит по его указанию найти рекомендованный Министром образования типовой договор и откорректировать наш Договор по его подобию. * * *
…Опять препятствие! Директор и классный руководитель из школы, с которой мы заключили договор, с ужасом ждут весной комиссии из отдела управления образованием, т.к. будет решаться вопрос аккредитации школы. Не секрет, что бюрократ будет требовать прежде всего различные документы. Несмотря на то, что бюрократ и сам-то не знает, какие документы нужны для организации семейного образования, а также по какой форме ведутся эти документы, тем не менее требовать будет (надо же ему свой хлеб отрабатывать). Зная все это наперед, наши коллеги слезно просили узнать:
а) перечень документов по организации семейного образования;
б) формы этих документов.
В Интернете я нашел следующий перечень необходимых документов:
- Заявление родителей о переводе на обучение в форме семейного образования.
- Приказ по ОУ о переводе на обучение в форме семейного образования.
- Приказ по ОУ, регламентирующий аттестацию учащегося.
- Протокол заседания педагогического Совета.
- Приказ по ОУ об итогах аттестации учащегося.
- Расписание консультаций и аттестации учащегося.
- Протоколы аттестации.
- Журнал регистрации заявлений на перевод учащегося на семейную форму получения образования.
- Примерный договор об организации освоения общеобразовательных программ в форме семейного образования между ОУ и родителями (законными представителями) обучающегося.
Ответы на вопросы о журнале для учащегося-семейника (что не обязательно его заводить) и о порядке аттестаций я получил от вас, они выложены на Вашем сайте в разделе «Вопросы и ответы» .
* * *
С администрацией школы, т.е. с директором и учителями, проблем почти никаких. Хотя договор мы смогли подписать только на исходе первой четверти, но фактически все это время занимались дома. Классный руководитель высказала пожелание, чтобы наше чадо имело не менее трех текущих оценок в течение четверти, плюс контрольные работы и диктанты по математике и русскому языку (их мы пишем в классе вместе со всеми).
По природоведению, истории и информатике отделываемся предъявлением рабочих тетрадей и кратким опросом один раз в четверть. Также по иностранному языку. Поделки по труду и рисунки приносим по своему усмотрению. Ну а с музыкой вообще прекрасно: «Вы же музыку любите, дома слушаете», — таков нам был ответ. Итоги подводить пока рано. Но преимущества семейного обучения, как говорится «на лице», в том числе и у самого ребенка.