«Глобальное тестирование знаний» вызвало у ребенка стресс
Мы заключили договор со школой, в которой учился сын (сейчас он в 4-м классе начальной школы), он оказался восьмым с такой формой обучения в этой школе. Нам обещали дать расписание аттестаций в ближайшее время, но в результате только после конфликтной ситуации (об этом чуть ниже), сегодня, 6 декабря(!) нам его наконец-то выдали. Весь первый триместр мы 1-2 раза в неделю должны были ходить в школу на проверочные работы, диктанты и т.п., а также брали задания, которые нам задавали на дом.
Программа, по которой учится сын, — «Гармония». Количество аттестаций по русскому и математике — 32 (по 16 на каждый предмет), плюс чтение — 12, окружающий мир — 7, история — 9, труд — 8, изо — 3, психология — 5, информатика — неизвестно, английский у него пока предмет не обязательный. Нетрудно посчитать, что только математику или русский ему нужно сдавать каждую неделю (если вычесть все каникулы, то получается ровно 32), плюс еще 6 предметов. Причем, форму тестирования мы не выбирали, ее нам установили без нашего участия. Действительно ли все эти аттестации положены и необходимы, или это «пожелания» школы? Нужно ли нам вообще сдавать такие предметы как психология, информатика, изо и труд, ведь они не общеобразовательные, да и какая может быть психология в 4-м классе (кстати, по этому предмету у нас не учебник, а пособие)?
Хотелось бы поделиться конфликтной ситуацией. По русскому языку у нас твердая 4, на 5 мы не дотягиваем, но о 3 и речи нет. Весь первый триместр у нас были только 4 и 5, две оценки 3/4 и 3/5 за незначительные работы (такое у него бывало и в прошлом году), по остальным предметам 4/5. В последней неделе перед окончанием триместра сын пошел в школу, согласно записи (у нас их заносил учитель) в дневнике у него был диктант по русскому и проверочная работа по математике. Вдруг выясняется, что он писал еще одну контрольную работу по русскому, о которой мы не знали и к ней не готовились, причем не в тетради для контрольных, а на клочке бумаги (что странно), да еще сразу после диктанта, который он написал на 5, без перерыва. Он получает за эту работу 2/3, причем снижают оценку даже за то, что он правильно написал/перечеркнул, написал не правильно/опять перечеркнул, написал правильно, мол сомневался, значит не знает, а он ведь просто устал, да еще дома и не готовился к этой работе. В результате завуч настояла, чтобы наш учитель поставила ему 3 за триместр, хотя сама говорит, что у него даже с этой оценкой твердая 4. Она же (завуч) при довольно грубом общении после этой работы с женой, утверждала, что мы не можем учить сына дома, и этот листок с работой тому доказательство. Мы с женой пошли к директору, объяснили ситуацию, но директор на стороне завуча и даже сказала, что нам нужно расторгнуть договор, т.к. мы не справляемся с обучением. Мы написали заявление с просьбой рассмотреть объективность выставления оценки по русскому языку. В результате было не рассмотрение, а по сути глобальное тестирование знаний за весь триместр с участием 4-х преподавателей. Сын получил за это тестирование четыре оценки — 3 за диктант, который, даже по словам завуча, был очень сложный (явно был субъективный подход, уж не взяли ли они его из 5-6го класса, интересно что было бы если этот диктант писал весь класс), за остальные письменные работы по разбору слов, склонений и т.п. он получил 5, 4, 4. У ребенка стресс от этих экзекуций в течение полутора часов.
Декабрь 2006 г.
Комментарий И. М. Чапковского
На мой взгляд, Вы заняли в диалоге со школой проигрышную позицию. Если Вы взялись давать образование в семье, то Вы главные учителя и психологи своего ребенка, независимо от образования, потому что Вы — отец, а супруга — мать. Я часто говорю родителям: вы для своего ребенка профессора педагогики и психологии, диплом, который вам выдан, называется отцовство и материнство. С этой позиции Вы оцениваете школу, педагогично или не педагогично они поступают в отношении Вашего ребенка, процесс образования которого Вы организовываете и осуществляете. Вы можете сказать, что шестнадцать аттестаций по русскому и математике для моего ребенка вредны, а форма тестирования для моего ребенка должна быть, например, диктант и контрольная работа, которые мы будем проводить каждый месяц дома, а один раз в году — в школе. Причем, без итогового экзамена в начальной школе можно обойтись. Варианты экзаменационных работ Вы готовите сами в соответствии с теми учебниками, по которым Вы его учите.
Ваш главный выигрышный аргумент должен звучать примерно так: не будьте чиновниками от образования, а будьте педагогами, т.е. людьми, доброжелательными к моему ребенку и понимающими его и уважающих родителей, как людей несущих основную тяготу по его воспитанию и образованию.
Я бы не стал допускать никакого «глобального тестирования знаний за весь триместр с участием четырех преподавателей». Ребенка надо защищать от стрессов, и всякого иного непедагогического к нему отношения. По поводу отметок я бы не стал спорить. Ведь это экспертная оценка, а вы этим экспертам не доверяете. Лучше объяснить ребенку, как, с Вашей точки зрения, он учится и что эта оценка и есть наиболее верная.
Описанная выше позиция является бесспорно правильной, и если Вы проявите терпение и волю, то добьетесь результатов.
Постскриптум от Андрея Т.
11 июня 2007 г.
Мне хочется поделиться результатами… После общения с завучем старой школы, мы поняли, что это действительно «советская отрыжка» и добиваться своего будет весьма сложно (хотя и не невозможно). Сразу после этого в тот же день мы пошли в ту школу, которую Вы рекомендовали. Директор приняла нас очень радушно, мы ей вкратце рассказали нашу ситуацию и она согласилась принять нас в середине года. Честно говоря, мы не ожидали такого отклика и понимания нашей проблемы. Вышли мы уже со справкой о зачислении в новую школу. Мой сын и жена (да и я тоже) вздохнули с облегчением, все пошло как и задумывалось. По окончанию года у нас такой результат: сын окончил 4-й класс на одни пятерки, нас похвалили и сказали, что сын числится у них как сильный ученик и, если захотим, сможем попробовать сдать 5-6 классы за один год!