© 2005-2024 Игорь и Валентина Чапковские 
© Все права защищены
По вопросам использования материалов пишите  
в форму обратной связи
Главная / Библиотека / статьи и интервью / Моё мнение о школе изменилось на противоположное

Моё мнение о школе изменилось на противоположное

Архив статей

Семейное образование

О проекте

Это сайт для ответственных родителей, берущих образование детей в свои руки. Успешный опыт сотен семей показал, что семейная форма обучения эффективна, а в каких-то случаях не имеет альтернативы.

02.12.2022

Моё мнение о школе изменилось на противоположное

Gulnara и Irina Markeeva

Диалог в Форуме вели Gulnara и Irina Markeeva

«На курсах по работе с информацией я поняла, как много времени ребёнок тратит впустую и предложила извлечь пользу, уйти со школы… Встав на позицию защиты своего ребёнка, я увидела обратную сторону системы образования…»

Gulnara

Март 2008 г.

Наша семья живёт в третьем по значению городе Башкирии, Салавате. Мы обучаемся на семейной форме в 6-м классе, с начала учебного 2007-2008 года. «Семейное образование» должно регулироваться Постановлением Правительства Республики Башкирия. Его нет. Я звонила в юридический отдел республиканского Министерства образования: никаких документов о семейном образовании нет.
Ежемесячно возникают непредвиденные ситуации. Сначала не могли оформить документы, отсутствовал локальный акт о семейной форме. Я звонила в Министерство образования, когда заявление не подписывали. Отношение было осторожное, интереса не проявляли. При каждом новом звонке в Министерство или встрече с директором один и тот же вопрос: «Вы ещё не передумали?»
В Отделе образования нашего города мне рассказали, что семейное образование в столице республики, Уфе, закончилось судебным разбирательством. Документов по этой форме образования в городе не принято.
Мы учимся, только по ходу понимая, что к чему. По результатам аттестации за полугодие работники школы сразу не были готовы правильно оформить результаты. Пришлось дополнительно ходить в школу и улаживать. По рисованию — почему-то работники Отдела образования потребовали к протоколам приложить рисунки. Когда я звонила чиновнице Министерства высокого ранга по поводу аттестаций, она чего-то кричала, меня не слушала. В конце сказала: «Документы вы не получите. Всё. У меня совещание».
Полагаю, что в связи с аттестацией за год неожиданности ещё будут. В связи с этим вопросы. Логичнее перейти на экстернат, потому как положение об оном существует и вполне чётко прописано? Это поможет избежать неожиданностей, которые в школе не могут предусмотреть. Возможно ли разорвать договор и переоформиться в это время учебного года, весной? Пройти аттестацию в качестве экстерна пройти проще или я ошибаюсь? Понятно, что есть Устав школы, Положение, где всё прописано, а на деле, интересно, как это выглядит?

Irina Markeeva

Я бы не стала переводиться на экстернат. На себе Вы не почувствуете значимых изменений, а вот школе станет проще. Поэтому они и склоняют вас в экстернат. Работать же им не хочется. Двигайтесь дальше — отбрасывайте лишнее.

Gulnara

Сейчас местные депутаты изменили форму компенсации для тех детей, которые не питаются в школе, и дочери придётся каждую неделю один раз ходить на завтрак, чтобы расписаться. Мелочи, но ни мне, ни дочери это не нравится. Завтраки — это местная компенсация за питание, вернее за «непитание» в школьной столовой. В прошлом году мы получали соки в коробочках, теперь разливается сок из большой банки, ну и выпечка.

Irina Markeeva

Со столовой ситуация странная. Это их территория — пусть и крутятся. Вам достаточно сказать «нет». Не бойтесь быть тверже. …Рисование, труд, музыку, физкультуру — эти предметы не надо сдавать. По физкультуре в 9-м классе обязательный экзамен.

Gulnara

…В каком смысле сдавать не надо вышеупомянутые предметы?

Irina Markeeva

Именно с этим вопросом я обращалась к Игорю Моисеевиу Чапковскому. Его ответ меня удовлетворил полностью, а моя четкая позиция по этому вопросу не встретила сопротивления в школе.
Привожу ответ полностью:
«Школа, как образовательное учреждение, обязана предоставлять до определенного класса уроки рисования и музыки, во всех классах — физкультуру, но Вы не обязаны их посещать. Это ваше право. Не ищите обоснования этого права, Вы не обязаны быть профессионалом юристом, вполне достаточно вашей внутренней убежденности и знания того, как действуют в других регионах нашей страны. Знаете ли Вы хоть один случай, когда за двойку по одному из перечисленных выше предметов могли бы оставить на второй год. Я слежу за ситуацией в школе, и с такими ситуациями никогда не сталкивался. Детям в личных делах, а потом в аттестатах школа что-то проставляет по своему усмотрению, или опускает эти разделы, и никаких проблем ни у кого никогда не было.»

Gulnara

Локальный акт в школе составлен на основании положения от 1994 года, № 225, который отменен. В интернете я нашла документ «Примерное положение об освоении общеобразовательных программ в форме семейного образования» (Письмо МО РФ от 10.06.99 г. № 995/11- 12; Образование в документах. 1999. № 14) Нигде нет ссылки на это положение. Но нет и никаких документов о его отмене. Интересно, существует ли оно?
Этот документ датирован позже, чем 1994 год, есть полный текст. У меня внимание «зависло», если существует нормальный документ, значит, есть и рекомендации, и ещё какие-то нормативы в приложениях. Чтобы уж не изобретать велосипед.
И ещё, я просмотрела документы на предмет образовательных стандартов:
«Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает перечень обязательных для изучения учебных предметов: русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика и информационные технологии, история, обществоведение (включая экономику и право), география, природоведение, физика, химия, биология, искусство (изобразительное искусство и музыкальное искусство), технология, физическая культура». Потом я посмотрела аттестат и свидетельство о восьмилетнем образовании. Вы правы, в аттестате нет отметок по музыке и ИЗО. В свидетельстве есть.

Irina Markeeva

Нам понадобилась только строчка из Закона об образовании и образец Договора со школой. Строчка в 10-й статье Закона «Об образовании». Там перечисляются виды получения образования. Всего пара слов — образование по семейной форме. Простому родителю больше и не нужно. Вы этим правом воспользовались. Но как всегда — право есть, а процедуры не определены. Здесь подойдет правило: если есть сомнения, то трактуется в пользу ребенка. Мы ссылаемся на опыт Москвы — хороший ход. Смотри на тех, у кого получилось, и повторяй этот опыт.
У нас в Омске существуют пробелы в законодательстве и противоречия с Конституцией РФ. В любом случае, ребенок не должен пострадать. Вы, как мама, будете правы.
При переходе на экстернат у нас фигурировала дата: документы на экстернат принимались до 15 марта учебного года. Не знаю, с чем это было связано. Хотя для школы вариант с семейным образованием был так страшен, что они готовы были и это ограничение нарушить.
Мы экстернат не использовали. Я понимаю, что экстернат и семейное образование — это юридически две разные формы, но на деле эти границы стерты. Особенно это касается экзаменов и места событий (например, в Сибири). Для себя я выделяю главные различия.
1. Экстерн — это человек, самостоятельно обучающийся;
семейник — это человек, получающий образование с помощью родителей.
2. Экстерн — не привязан к школе (хотя опять же по факту такого нет),
семейник — числится даже в классном журнале.
3. Экстерн — финансово полностью независим от государства;
семейник — получает от государства выплаты.
В школах общепринята очная форма обучения и любая другая считается порочной. В рабочем порядке вести отношения со школой можно. Но отрицательных впечатлений избежать не удается. В нашем случае я это остро чувствую при встречах с директором. Радует, что можно встречаться раз в год для подписания договора и всё. Система безропотного подчинения, конечно, режет глаз. Абсолютно весь педагогический коллектив школы безропотно подчиняется директору. Родители безропотно подчиняются учителям. В такой атмосфере нам всем трудно пересесть на другой стул. От нас ждут подчинения и действий по указке. Поэтому от смены формы обучения (с семейного на экстернат) семья не выиграет. Наоборот, школа еще раз подчеркнет, кто здесь главный. Тогда времена, когда к родителям будут внимательно прислушиваться, могут и вовсе не наступить.
Хорошая тактика — уведомлять школу о своих решениях. У школы один путь — принять их. Все переговоры со школой можно и нужно вести по телефону, а не ходить под светлые очи. В школу мы ходим 10 раз в год на аттестации (максимум 12 раз по положению), 10 раз в год на консультации к ним, один раз в год к директору — поставить подпись в договоре. И один еще раз в школьную библиотеку сдать и получить учебники. Ребенок присутствует только на аттестациях, на консультации сына я брать перестала. Тот организационный момент на консультациях очень обременителен и обмен опытом с учителем идет конструктивно, а сына я сама сориентирую на экзамен с учетом требований предметника.

Gulnara

Да, Ваши советы правильные. Мне осталось непонятным, каким образом можно сослаться на 12 предметов при аттестации, если в положении школы есть пункт, что порядок аттестации определяется учебным заведением. Как ссылаться на положение об экстернате?

Irina Markeeva

Относительно отчетности. Годовая оценка выставляется не по одной аттестации, а как средняя между аттестацией и четвертными либо полугодовыми оценками. Четвертные выводятся по контрольным работам, написанным дома один раз в учебный месяц (эти работы я выбираю сама), а в школу их нужно просто сдавать. Эти оценки могут проставляться в журнал, но у нас еще не готово по этому поводу внутреннее положение. А учителя уже сейчас внимательно относятся к этим работам, хотя в журнал пока не могут их проставлять и соответственно не могут выводить четвертные.
Переговоры со школой — это не болтовня с мамашей, которая мешает работе и отвлекает. Это Ваше серьезное ДЕЛО. Вы не проситель, а равноправный партнер — это внутреннее состояние.
Со стороны школы я наблюдаю вариант «жестких переговоров». Этот термин еще идет из советских времен, тогда именно так проводились сделки на мировом уровне. Входила делегация Советского Союза: все одного возраста (около 60), все в серых одинаковых костюмах, все идут в ногу, одновременно садятся, полная тишина. Один протягивает папку с неприемлемыми условиями. Выбор мал: или принимайте эти грабительские условия, или не принимайте — и никаких разговоров и уступок. При таком развитии событий обе стороны были проигравшими и теряли выгоду.
Я сторонница компромиссов, но нельзя соглашаться на неприемлемые для ребенка условия. Ссылаться на какие-то положения должна школьная администрация, а родителю достаточно иметь свою точку зрения. Если школьная администрация будет сильно возмущаться, это даже хорошо, потому что дело может двинуться в Департамент образования — Вам это выгодно. Механизм заработает, это система создана для нас, а не наши дети — для школы. У меня очень хорошие отношения и с завучем, и с учителями, но если затронут принципиальный для меня вопрос, то я его тщательно обдумываю. При накоплении собственного опыта точка зрения может заостриться или вовсе поменяться.

Gulnara

Текущую аттестацию мы не проходим. Локальный акт обговаривает ответственность школы только за промежуточную и итоговую аттестации. Здесь всё просто. В договоре я настояла, что любая текущая аттестация будет проводиться по моему заявлению. Промежуточная аттестация за полугодие прошла очень просто, по 10-20 минут. Денег мы не получаем. Есть отдельные учителя (музыка(!), технология (!)), которые считают, что невозможно научить дома. Дело не столько в школе, сколько в специалистах Отдела образования, которые хотели бы устанавливать свои правила. Я обращаюсь сразу туда, если что не так. Или звоню в Министерство Образования Республики. Ответ один у всех: опыта нет, документов нет, финансирования нет. Но скорость принятия решений реально повышается.

Irina Markeeva

У вас путаница с использованием терминов. И, видимо, школе выгодно Вам их не разъяснять и дальше.
«Локальный акт обговаривает ответственность школы только за промежуточную и итоговую аттестации…»
Итоговая аттестация — это экзамены в 9-м и 11-м классах.
Промежуточная аттестация — это переводные экзамены из класса в класс (если не ошибаюсь, присутствует оговорка — не реже одного раза в год).
Текущая аттестация — это четвертные/полугодовые отметки.

Gulnara

«Текущая аттестация за полугодие прошла за 10-15 минут». Основание: моё заявление. Хотелось присмотреться к требованиям учителей. Дочь получила рекомендации, что упрощает нам подготовку к аттестации за год. Кто-то требует больше работы в рабочей тетради, а кто-то аттестует по результатам тестов и только, дополнительная работа не требуется.
К тому же я прояснила для себя вопросы по аттестации. По тематическим планам от предметников, прохождение материалов должно заканчиваться в конце мая, а аттестацию хотелось бы провести уже в мае. На основании статьи 50 Закона об образовании, мы будем проходить аттестацию в форме экстерната. В мае месяце. А вот уже по положению об экстернате:
«3.3. Промежуточная аттестация экстернов предшествует государственной (итоговой) аттестации и проводится по предметам инвариантной части учебного плана общеобразовательного учреждения, кроме предметов образовательных областей „искусство“, „физическая культура“, „технология“, если эти предметы не являются профильными в данном общеобразовательном учреждении, классе…»
Мы можем обойти данные предметы, что упрощает и ускоряет аттестацию. Профильными в нашем учебном заведении они не являются. Теперь «всё просто и ясно».
Прояснять термины — моё любимое занятие. Вместе со школой мы ищем рациональные пути для обеих сторон, но если две стороны не могут договориться, нужно искать третьего. В нашем случае это специалисты Отдела образования, которые почему-то пугали меня прокуратурой, хотели устроить проверку знаний… А по окончании аттестации за полугодие потребовали приложить работы, на основании которых нас аттестовали.

Gulnara

Май 2008 г.
По окончании учебного года решила вернуться к теме. Перечитала свои сообщения и удивляюсь. Моё мнение о школе изменилось на противоположное. Оказывается то, как мы входили в семейное образование, это были только цветочки. Предчувствие не обмануло. Ягодки были впереди!
Атмосферу против нашего обучения создавала и поддерживала администрация школы. На одной из встреч я узнала тайное желание: чтобы не было в Уставе школы семейного образования. В телефонном разговоре директора с Отделом образования в моём присутствии обсуждался вопрос, а приписан ли ребёнок к данной школе. А если бы нет, то что? (Хотя это школа пристроена к нашим домам, конечно.) Я почувствовала это намерение — чтобы другим неповадно было. Если кто-то ещё захочет выбрать СО, то уже есть чем отваживать: не делайте этого, это плохо, вот сделали одни, бросили, не получилось. А меня саму так обрабатывали, только фактов не было, а теперь могли с нашей помощью появиться.
Собрав силы для решения вопросов об аттестации, я решила сохранять договор и продолжать обучение. Несмотря ни на что администрация настаивала на аттестации за год по всем 14 предметам. Пик пришёлся на самый отвратительный момент, когда меня предупредили, что могут устроить промежуточную аттестацию по самое не хочу, и в ответ пришлось заявить, что пущу в ход список известных мне нарушений в отношении моего ребёнка. Б-р-р. Но это было верное решение. Сейчас Камила, так зовут мою дочку, закончила благополучно учебный год. Большое спасибо всем, кто откликнулся и поддержал. Одно мне осталось непонятным: ради чего школа так боролась за тотальную аттестацию по 14 предметам?
До последнего хотелось верить, что школу интересуют интересы ребёнка. Под «школой» я подразумеваю администрацию, ряд педагогов и Отдел образования. Надо сказать, что есть учителя, которые сохраняют свою собственную позицию, не поддаваясь истерике.
Теперь, по словам чиновников, в Башкирии по «семейному образованию» мы где-то в числе первых и единичных. Недавно я встретилась с директором школы, в которой работала. Очень уважаемый человек, неформальный лидер среди директоров школ. Оказывается, не во всех школах нашего города есть семейная форма. Нам просто повезло. В Уставе его школы точно нет. Есть позиция администраций школ города, что подобные формы обучения (экстернат и семейное) будут практиковаться в вечерней школе. Но это и не отказ. Просто нет необходимости. Вот и выходит, чтобы оформить СО, нужно, чтобы в Уставе был пункт. А чтобы в Уставе был пункт нужно, чтобы кто-то обратился с заявлением. А чтобы обратиться с заявлением, нужно чтобы в Уставе был пункт.
Я уже встретилась с директором вечерней школы. Это единственный человек из педагогов, который очень обрадовался нашей работе. В его школе практикуется экстернат. Похвалил дочь за успеваемость. Его позиция, что многие способные и интересные дети теряются в общей массовой школе. Но… в его школу приём только с 15 лет. Семейной формы в Уставе нет, но хотел бы теперь внести! Оказывается, экстернат тоже есть не во всех школьных уставах.
Хорошо, что в Уфе есть семья, ещё где-то в Туймазах, в Салавате, в Ульяновске, читала документы, и в Екатеринбурге есть. Большой путь начинается с малого шага. Многие смотрят, что получится, есть те, кто уже задумывается о СО. Теперь многие знают, что учёба дома не столько сложна, сколько привлекательна.

Gulnara

Июнь 2008 г.
… Когда мы решили, что дочка будет учиться дома, (вернее я решила, муж просто согласился, а дочка год готовилась), у нашей семьи не было претензий к школе или учителям. Камила училась хорошо, без проблем. На курсах по работе с информацией я поняла, как много времени ребёнок тратит впустую и предложила извлечь пользу, уйти со школы. Совершенно не подозревала, что даже если есть закон, то нет возможности. Считала, что есть уже другие семейники. И очень удивилась происходящему. Встав на позицию защиты своего ребёнка, я увидела обратную сторону системы образования, которая повёрнута к детям. Сама я двенадцать лет работала в школе и не знала, что по другую сторону всё так из рук вон плохо.

Gulnara:
Теперь я даже не думаю о том, чтобы ребёнок возвращался в школу. Занятия со своим ребёнком — это лучшее, что может быть в семье. Я поняла, что сам учебный процесс можно организовать и без регионального положения. Школа вправе принимать свой локальный акт. А вот деньгами распоряжаться не посмеет. Финансовая сторона СО должна быть прописана в пользу родителей. Компенсация должна стимулировать семью выбирать семейную форму образования. Вот этим и нужно заняться в ближайшее время.

Поделиться