© 2005-2024 Игорь и Валентина Чапковские 
© Все права защищены
По вопросам использования материалов пишите  
в форму обратной связи
Главная / Библиотека / статьи и интервью / Выступление на Круглом Столе в ОП г. Москвы М.В. Макаревич

Выступление на Круглом Столе в ОП г. Москвы М.В. Макаревич

История событий в СО-сообществе

Семейное образование

О проекте

Это сайт для ответственных родителей, берущих образование детей в свои руки. Успешный опыт сотен семей показал, что семейная форма обучения эффективна, а в каких-то случаях не имеет альтернативы.

01.12.2022

Выступление на Круглом Столе в ОП г. Москвы М.В. Макаревич

Маргарита Макаревич, руководитель общественного движения «Семейное образование»

В августе 2013г. общественное движение «Семейное образование» обратилось к руководителю Департамента образования г. Москвы И.И. Калине с вопросом будут ли выплачиваться компенсации за образование, поскольку родители были встревожены слухами.От И.И. Калины пришёл ответ, в котором было написано: «В связи с изменением принципов организации семейного образования в федеральном законодательстве Департаментом образования г. Москвы проводится работа по определению порядка выплат родителям (законным представителям), дети которых получают образование в форме семейного образования, денежных средств на получение указанной формы образования. Указанный порядок будет размещён на официальном сайте Департамента образования г. Москвы в сети «Интернет». Приложение 1. стр1: http://parentsunited.ru/prilozhenie_1-otvet_kaliny.jpg стр 2: http://parentsunited.ru/prilozhenie_1-otvet_kaliny_2_str.jpg

Таким образом, не шло никакой речи о том, что родители не должны получать средства на образование своих детей. Речь шла о том, что будет определён порядок выплат. Но это было до выборов.

Когда выборы прошли, родителям объявили, что никаких денег выплачивать не будут, прекратили заключать договоры, стали запугивать органами опеки и принуждать переходить на очную, очно-заочную и заочную формы обучения.

Параллельно были внесены изменения в ст.22 Закона № 25 г. Москвы « О развитии образования в г. Москве». Раньше ст.22 «Нормативное бюджетное финансирование образовательных учреждений и организаций» звучала так:

1. Нормативное бюджетное финансирование предоставляется государственным образовательным учреждениям, входящим в городскую и отраслевые системы образования города Москвы, и негосударственным образовательным организациям с момента их государственной аккредитации в случае реализации ими основных общеобразовательных программ (часть первая в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91).

2. Норматив бюджетного финансирования определяет минимальную стоимость обучения (содержания) одного обучающегося, воспитанника в год по каждому типу, виду образовательного учреждения. Он является законодательно гарантированной нормой расходов бюджета города Москвы по соответствующему направлению. (в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

3. Норматив бюджетного финансирования устанавливается ежегодно законом города Москвы и принимается одновременно с принятием бюджета города Москвы на очередной финансовый год, если иное не установлено законом города Москвы.

Всё было понятно.

В настоящий момент ст.22 звучит так:

1. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственными образовательными учреждениями и муниципального задания муниципальными образовательными учреждениями осуществляется на основе нормативов. Нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности устанавливаются в порядке, определенном Правительством Москвы.

2. Негосударственным образовательным организациям из бюджета города Москвы предоставляются субсидии в порядке, установленном Правительством Москвы.

(Статья в редакции, введенной в действие с 28 июля 2012 года Законом города Москвы от 4 июля 2012 года N 35, — см. предыдущую редакцию).

 

Что входит в государственное задание не объяснено, в результате – финансирование образования стало непрозрачным, а точнее скрытым.

Вслед за этим объявили, что обучающиеся по семейной форме образования не входят в государственное задание и объяснили почему – потому что они не входят в контингент образовательных учреждений. Но это неправда.

 

В Автоматической информационной системе (АИС), в которой школы регистрируют всех обучающихся образовательного учреждения обучающиеся по семейной форме образования зачислены в контингент школ наравне с другими, они зарегистрированы отдельной группой, по форме образования – вне образовательного учреждения. Такими же отдельными группами зачисляются в контингент школы обучающиеся очно, очно-заочно, заочно, надомники. Документы, подтверждающие этот факт, представила директор школы № 957 во время судебного разбирательства по гражданскому делу № 2-79/15, которое рассматривалось судебным участком мирового судьи № 320 Бабушкинского районного суда г. Москвы по иску о взыскании компенсации за питание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья из многодетной семьи с восьмью детьми. Приложение 2 http://parentsunited.ru/prilozhenie_2-raspechatka-stranicy-ais-s-kontingen.jpg

Таким образом, в АИС Департамент образования г.Москвы видит общее количество обучающихся, заказывает на них «общую субсидию в Департаменте финансов г.Москвы», «а затем сам решает кому выплачивать». Такие пояснения дала представитель ДОгМ Макарцова Е.А. во время выше указанного судебного разбирательства. Из всего этого можно сделать вывод, что в отношении обучающихся по семейной форме образования Департамент образования принял решение не выплачивать, ликвидировав таким образом бесплатность образования, установленную ч.3 ст.5 Закона об образовании № 273-ФЗ, а также равенство прав граждан, установленное ст.19 Конституции.

 

Одновременно Департамент образования начал выплачивать школам средства на проведение промежуточной аттестации обучающихся по семейной форме образования, да в таком размере , что не может не вызывать вопросы.

На получение средств за промежуточную аттестацию школы всегда имели право, но никогда не получали этих денег от Департамента.

И вот 15.09.2014года Департамент образования г. Москвы направил руководителям образовательных учреждений письмо № 01-50/02-2017/14. В этом письме указано, что школа получает за организацию и проведение промежуточной аттестации одного учащегося по семейной форме целевые средства в размере 31 556 рублей. В письме сказано: «Для качественного и эффективного обеспечения проведения процедуры промежуточной аттестации…стоимость государственной работы необходимо рассчитывать из половины норматива финансового обеспечения государственных гарантий на получение начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённого постановлением правительства Москвы от 14 сентября 2010 года №785-ПП, то есть 31 556 рублей в год на одного обучающегося проходящего промежуточную аттестацию». Приложение 3.  стр 1: http://parentsunited.ru/prilozhenie3-pismo_dogm_o_summe_na_prom.attestacij.jpg стр 2: http://parentsunited.ru/prilozhenie_3-pismo_dogm_o_summe_na_prom_attestaci.jpg

Несмотря на то, что государственная работа (услуга) по организации проведения промежуточной аттестации обучающихся, освоивших общеобразовательные программы в форме семейного образования, включена в Ведомственный перечень работ (услуг) Приказом ДОгМ от 09.12.2013г. № 823, средства школам за эту государственную работу ДОгМ начал перечислять только на следующий учебный год, с осени 2014г.

При этом в перечне целевых субсидий на 2015г., которые выделяются Департаментом финансов Департаменту образования г.Москвы, отсутствует целевая субсидия на организацию и проведение промежуточной аттестации обучающихся по семейной форме образования. Приложение 4.  стр 1: http://parentsunited.ru/prilozhenie_4-1.jpg стр 2: http://parentsunited.ru/prilozhenie_4-2.jpg стр 3: http://parentsunited.ru/prilozhenie_4-3.jpg

Данная сумма, выделяемая школам, не установлена никаким нормативным актом.

При этом сумма, выделяемая Департаментом образования школам, многократно превышает реальные затраты школы на проведение аттестации обучающимся по семейной форме образования. Для сравнения, школа получает на каждого ребёнка, который посещает занятия пять дней в неделю, норматив равный в среднем 8 тыс. руб. в месяц, то есть в среднем за 100 уроков в месяц. Причём в этот норматив входит не только труд учителя, но и расходы на канц. товары, услуги связи, учебную и методическую литературу, содержание мягкой мебели и пр.

Собственно же труд учителя в Москве с 2011г. оценивается и оплачивается, исходя из стоимости ученико-часа. Ученико-час расчитывается по формуле и является денежным выражением затрат школы на занятие с одним учеником в течение одного учебного часа. В среднем в Москве в 2014/2015 учебном году ученико-час составлял 10 руб.

Обучающийся по семейной форме образования, чтобы оправдать затраты школы в размере 31 556 рублей в год, должен прийти в школу более 3 тыс. раз, что в 8 раз превышает количество дней в году. При этом семейная форма образования – это форма образования вне образовательного учреждения (ст.17 Закона об образовании), когда ребёнок обучается не в школе, а в школу приходит только на консультации, если они необходимы, и на промежуточные аттестации (экзамены) по итогам четверти, триместра, учебного года.

При этом из письма ДОгМ от 15.09.2014года № 01-50/02-2017/14 видно, что сумма, получаемая школой от Департамента образования, не зависит от количества проведённых промежуточных аттестаций. (Приложение 1) Более того, от школы вообще не требуется даже подтверждать факт проведения промежуточной аттестации какими-либо документами. Дело в том, что по новому Закону об образовании, промежуточная аттестация, кроме итоговой в 9 и 11 классах, является правом, а не обязанностью (п.3 ст.17 Закона об образовании № 273-ФЗ), и обучающийся по семейной форме образования может вообще не проходить промежуточную аттестацию. Если же родители (законные представители) принимают решение сдавать промежуточную аттестацию, то ранее в интересах несовершеннолетнего обучающегося заключался договор, в котором оговаривались существенные условия: форма аттестации, периодичность и пр. Данный договор и был первичным финансовым документом. Однако с 1 января 2014г. было отменено Постановление Правительства № 827-ПП от 25 сентября 2007г., в котором была прописана обязанность школ заключать такой договор, и в настоящее время, ссылаясь на отмену данного постановления и неверно трактуя закон (о том, что якобы в Законе об образовании не сказано о необходимости заключать такой договор) школы отказывают родителям в заключении такого договора, а Департамент образования в свою очередь, на жалобы родителей также отвечает, что заключение договора не обязательно (Приложение 3).

Получается, что школа непонятно каким образом получает не установленные никаким нормативным актом непонятно как рассчитанные бюджетные средства от Департамента образования, как указывается, на проведение промежуточной аттестации, не предоставляя никаких документов, подтверждающих факт проделанной работы, и непонятно на что расходует эти средства. То, что данные средства именно в таком объёме школам выделяются, подтверждает письмо Правительства Москвы. Приложение 5. стр 1:  http://parentsunited.ru/prilozhenie_5_otvet_pravitelstva-1.jpg стр 2: http://parentsunited.ru/prilozhenie_5_otvet_pravitelstva-2.jpg

Интересно, что московские школы имеют право на оплату своих затрат на проведение промежуточной аттестации обучающихся по семейной форме образования с 2001г. (п.4. ст.6 Закона № 25), но раньше они денег за эту работу не получали, что вызывало напряжённость в отношениях между школами и родителями, упрёки со стороны школ в адрес родителей, при этом школы пытались получить деньги с родителей, а не с Департамента образования, хотя вся вина за ситуацию лежит на Департаменте образования г. Москвы. Теперь, когда Департамент образования г.Москвы не выплачивает родителям, обучающим детей в семье, положенную по закону, никем не отменённую, компенсацию (п.3.1. ст.6 Закона № 25 г. Москвы «О развитии образования в городе Москве» с изменениями от 25 июня 2014г.), он вдруг начинает выделять школам сверхзавышеннную сумму вышеуказанным способом.

Мы полагаем, что таким образом Департамент образования «делится» со школами частью бюджетных средств, которые предназначаются родителям, обучающим детей в семье, но до них не доходят, и превращает школы в своих сообщников, в соучастников расхищения бюджетных средств, в соучастников бесчеловечного порядка, когда тот, кто только принял аттестацию, деньги получает, причём в несоизмеримо большем размере, а тот, кто выучил ребёнка, не получает ничего, несмотря на то, что региональный нормативный акт, предусматривающий такую выплату, не отменён и является действующим.

Выплату компенсации за семейную форму образования, которая установлена п.3.1. ст.6 Закона № 25 г. Москвы« О развитии образования в городе Москве» (с изменениями от 25 июня 2014г., 24 июня 2015г.), Департамент образования г. Москвы прекратил 1 сентября 2013г., несмотря на то, что закон действует, и норма о выплате компенсации родителям, обучающим ребёнка в семье, не отменена. Московские законодатели не нашли никакого противоречия данной нормы « Закону об образовании»№ 273-ФЗ. В Закон г. Москвы № 25 «О развитии образования в г. Москве» после вступления в силу нового закона об образовании неоднократно вносились изменения, Законом г. Москвы от 25 июня 2014 г. N 37 и Законом г. Москвы от 24 июня 2015г. № 36, однако законодатели не посчитали нужным отменять эту норму закона.

Департамент образования г. Москвы также не выплачивает нашим детям компенсацию за питание, которая установлена Приказом Департамента образования г. Москвы от 30.12.2010 г. № 2168 (в редакции приказов Департамента образования города Москвы от 12.01.2011 N 33, от 15.04.2011 N 281, от 30.12.2011 N 1146, от 26.12.2012 N 947, от 28.06.2013г. № 295). При этом сам Департамент образования г.Москвы продлил действие пп.3, 4 Приказа, устанавливающие выплаты компенсации за питание обучающимся по семейной форме образования, на правоотношения, возникшие после 1 января 2013г. (т.е. с даты введения нового ФЗ «Об образовании в РФ») (Приказом ДОгМ от 26 декабря 2012г. № 947) и применяет данный нормативный акт в отношении всех остальных категорий обучающихся

 

Федеральное государственное бюджетное учреждение « Федеральный центр образовательного законодательства» также подтверждает отсутствие изменений в этой сфере. Согласно п.1.1. Устава, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр образовательного законодательства» создан Российской Федерацией в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти в сфере образования. Согласно п.2.1. Устава, Предметом деятельности Центра является научно-методическое и экспертное обеспечение полномочий органов государственной власти в сфере правового регулирования образования. Согласно п.2.2. Устава, Целью деятельности Центра является повышение эффективности и качества правового регулирования в сфере образования.

В ответе, который подготовлен кандидатом юридических наук, заведующей отделом социологических проблем реализации законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Путило Н.В., «Федеральный центр образовательного законодательства» подтверждает:

1) что дети, получающие образование в семье по программам общего образования, являются обучающимися

2) что и в предыдущем Законе об образовании РФ от 10.07.1992г. № 3266-1, согласно ст.10, семейное образование являлось формой получения образования вне образовательного учреждения

3) что изменений в правовом статусе семейного образования как формы обучения, влекущих пересмотр ранее установленных мер социальной поддержки для соответствующей категории обучающихся, не произошло. Приложение 6. стр 1: http://parentsunited.ru/prilozhenie_6-otvet_fgbu_fcoz-1.jpg стр 2: http://parentsunited.ru/prilozhenie_6-otvet_fgbu_fcoz-2.jpg

Поделиться