Самостоятельный или беспризорный
Есть на свете счастливые родители. Когда их ребенок идет в первый класс, они видят, что ничего нового он в школе не получает, — читать, писать и считать уже научился. Но ведь есть у людей естественное желание видеть рост своего ребенка, его развитие. И тогда они, чтобы годы начальной школы не пропадали зря, решают приучать своего малыша к самостоятельности. Мама говорит: «С сегодняшнего дня ты будешь сам делать уроки. Ты ведь не приходишь ко мне на работу помогать. А твоя работа — это школа. Так что справляйся сам».
Чаще всего дети справляются. Родители не заглядывают в их тетради, а друзья и знакомые, которые часами сидят со своими детьми за уроками, этим счастливым родителям отчаянно завидуют — ведь качество образования в обоих случаях примерно одинаковое, а свободного времени у счастливчиков гораздо больше.
При домашнем обучении на такого рода самостоятельность рассчитывать не приходится. Родители вынуждены вплотную заняться делами ребенка. Они должны дать задание, организовать работу — ведь далеко не каждый ученик может сам усадить себя за стол и сделать, что положено, проконтролировать исполнение, утрясти отношения со школой… Так что свободы от ребенка, от его проблем не получается. Необходимо постоянное участие, внимание и присмотр.
Значит, при домашнем обучении невозможно воспитать самостоятельность? На основе собственных наблюдений могу сказать — дети, обучающиеся дома, гораздо самостоятельней и ответственнее тех, кто ходит в школу. Парадокс? Попробуем разобраться.
Как мне кажется, мы имеем дело с подменой понятий. Отправив малыша в школу, родители подчас прикрывают рассуждениями о детской самостоятельности собственное безразличие к ребенку, фактическую его беспризорность. В дальнейшем, когда ребенок подрастет, им предстоит столкнуться с одним из двух вариантов детского поведения.
Вариант первый. Хороший ученик — не доставляющий хлопот взрослым, но его не любят одноклассники. Ребята считают его подлизой и презирают. Механизм формирования этого варианта примерно такой. Отказавшись вникнуть в дела ребенка, люди фактически освобождают себя от ответственности за его настроение и самочувствие в школе. А ему там не слишком уютно. Он прекрасно понимает: если возникает конфликтная ситуация, придется выходить из нее своими силами. А силенок-то еще мало. И он абсолютно бессознательно старается избегать любого конфликта либо быть на стороне сильного. Не будем осуждать за это ученика, не он виноват, что чувствует себя беззащитным перед теми, кто творит несправедливость.
Вариант второй. В какой-то момент ребенок начинает учиться через пень-колоду, да еще грубить родителям, которые постоянно пребывают в растерянности и не могут понять, в чем дело. А дело, по-видимому, в том, что человек ощутил, что брошен на произвол судьбы и, подрастая, мстит за это, как умеет.
Что же происходит при обучении дома?
Не получается ли так, что родители направляют и контролируют каждый шаг ребенка? Убеждена — не получается. При домашнем обучении у родителей такое обилие возможностей взаимодействовать с ребенком «по делу», что на мелочную опеку просто не остается времени. А у того нет желания дергать папу и маму по пустякам. Они ведь очень хотят быть самостоятельными, наши дети, но, кроме того, они очень хотят получить свою долю родительского внимания, хотят чувствовать себя защищенными родительской любовью.
Человек, ушедший из школы, внезапно осознает, что никто не может заставить его ходить туда против его воли только потому, что ему уже исполнилось семь. Он и родители вправе решать его судьбу, они — хозяева ситуации. А дальше начинаются чудеса. Ты сам решил задачу — и это твое личное достижение, а может быть, даже открытие, которым можно гордиться. А если задача не получилась, разбираться в ней пришлось с маминой помощью, а в конце концов все стало понятно — это твоя личная победа. Преодолел препятствие, научился, сумел. Тот, кто пережил такое хотя бы однажды, знает, какое это удивительное ощущение. Дома, когда темп обучения индивидуален, когда-то, что вчера было незнакомо, уже сегодня становится инструментом, помогающим идти дальше, ребенок обретает веру в себя в свои силы и возможности. Хочется двигаться вперед, сделать побольше, потому что видишь результат, потому что не успевает погаснуть интерес. А если к тому же знаешь, что твоя победа обрадует тех, кто тебя любит, начинаешь стремиться к новым вершинам.
А родители? Они получают главную радость — видеть счастливые глаза, с которыми ребенок движется вперед. Это движение настоящее, не придуманное. И не надо изобретать, чем занять пустые годы. Происходит реальный рост человека, и родительская задача — быть в постоянной готовности прийти на помощь, когда ребенок позовет. Только зовет он все реже и реже. Человек становится самостоятельным.
(«Начальная школа», № 3, октябрь 1992 г.)