Как развеялся миф про «белую ворону»
…Поймала себя на мысли, а ведь мы с сыном не можем вспомнить хорошее про школу: про первую учительницу, как ни кощунственно это звучит, он слышать не хочет (на столе лежит согнутый пенал — это она бросила учебником), про праздники и поездки тоже не любит вспоминать, потому что везде их водили строем и повторяли: «Будь благодарен, что, в отличие от твоих родителей, мы тебя по музеям водим!». Такие фразы про родителей звучали регулярно, а как это обидно ребенку!
Мы перешли на семейную форму обучения год назад. Ребенок учится в шестом классе. В школе, где мы обучались сначала в общем классе, а потом и на семейном, долго продержаться не удалось (из-за смены руководства и негативного отношения педагогического состава). Через интернет я нашла гимназию, которая работает с семейниками и якобы предоставляет возможность выбора количества консультаций и т.д. На деле все оказывается совсем не так. Часть предметов мой ребенок осваивает сам (география, например, история), а по остальным предметам мы занимаемся с ним вместе (математика, английский).
В любом случае по математике нам без конца приходится посещать занятия, которые дублируют наши домашние занятия. Учитель просто не верит, что можно пройти определенный объем тем за короткое время и контрольные нам не дает. В результате нам приходится топтаться на месте. (Ребенок не получает удовольствие от этого предмета, и это превращается для него в каторгу.)
Нам постоянно приходится слышать что мы должны были посетить столько то консультаций, а посетили меньше чем положено. Похоже дело обстоит и по другим предметам. Для меня не является приоритетным получение высоких оценок (лишь бы ребенка не мучить), но даже тут педагоги вносят свои коррективы. Если бы мы не сопротивлялись и посещали занятия, как от нас того требуют, то получилось бы примерно то же самое времяпровождение в школе, что и у традиционных учеников. Более того, недовольство количеством уроков учителя обрушивают на ребенка! В общем, политика гимназии трансформирует семейное обучение в какое-то репетиторство по всем предметам и не более того. Очень надеюсь на ваш ответ и участие.
Март 2007 г.
* * *
.…Вы посоветовали другую школу, и нас приняли в рекомендованную Вами школу на семейное обучение! Так как весенняя сессия там уже началась, оценки промежуточной аттестации из прошлой школы нам переписали в зачётку как итоговые. Зачётная книжка как в институте, с фотографией! Только по граждановедению надо реферат написать.
Из беседы с заместителем директора (он занимается экстернатом, сайтом, передает учителям рефераты и т.п.) я узнала некоторые подробности об условиях обучения — информация на сайте с паролем — платная (около 20 тыс. руб.). Там есть тесты и контрольные, которые можно отправить учителю на проверку. Всё остальное бесплатно.
Вопросы учителям можно задать на форуме, темы рефератов утвердить по электронной почте или по телефону. Экзаменационные билеты и задания есть на сайте в общем доступе (правда не по всем предметам). Проводятся консультации.
Экзамены — 5-9-й классы: русский — тестирование, литература — собеседование, математика — контрольная, английский — перевод текста плюс рассказ на заданную тему. Физика — билеты (это уже за 7-й класс).
Сессии — зимняя и весенняя. Можно сдать все предметы сразу, можно частями, но не более 12 экзаменов в год.
Реферат написали (получилось «коллективное творчество», 15-25 страниц самому собрать тяжеловато). Получили оценку «пять» (результат узнала на сайте школы — вводишь ФИО и № зачетки — все приказы и оценки там).
Впечатление о школе хорошее. Детей не перегружают (несколько раз слышала эту фразу), для этого и ввели практику рефератов. Но все будет яснее в следующем году…
* * *
Хочу поделиться своими наблюдениями-открытиями после перехода сына на образование в семье.
В школе у него были «проблемы с математикой», учительница даже предлагала позаниматься с ним в июне. А он самостоятельно закончил математику в конце апреля, почти без моей помощи. Этот предмет он не полюбил, но стал спокойнее к нему относиться.
Миф про «белую ворону» и «неспособность общаться со сверстниками» развеялся. Он однажды собрался и пошел во двор знакомиться. Появилась возможность общаться с кем нравится и уйти домой, когда не нравится.
Из школы он приходил взвинченный и злой. На переменах они спорили и дрались. Было стремление кому-то что-то доказать (часто слышу от детей фразу «а докажи!»).
Раньше он использовал любую возможность, чтобы поиграть в компьютерную игру, а потом бесконечно рассказывал, что он там виртуально взрывал. Сейчас у него в душе мир. Доказывать с пеной у рта никому ничего не надо. Стал добрее, ему всех жалко. Компьютер пытается использовать по назначению — сайтостроение, анимация.
Сын хорошо закончил год в музыкальной школе, он считает её основной. В этом году было много дополнительных занятий, ездить туда приходилось довольно далеко, но я ни разу не слышала от него, что ехать не хочется. Нетрудно догадаться почему — там никого ни с кем не сравнивают, каждый двигается в своем режиме. И никаких отрицательных эмоций. В этой школе учится несколько детей, не посещающих школу, — их отличает непосредственность и дружелюбие, они не делятся на старших и младших, все равны и внимательны друг к друг. Играя на сцене, они получают удовольствие от процесса. А детей, посещающих школу беспокоит, какую оценку им за это поставят.
июнь 2007