А вы где аттестуетесь?
«А вы где аттестуетесь?» — вопрос номер один в общении родителей на СО ???? Казалось бы — об учебе нужно беспокоиться. Но большинству из нас, СОшников, понятно, почему такой горячий интерес вызывает тема выбора школы. Потому что месяц аттестации может перечеркнуть все доброе, что было достигнуто годом семейного образования.
Надеемся, что вам помогут наши советы, и вы создадите нужные вам договоренности со школой!
Перечислим распространенные ошибки при выборе школы для аттестации на семейной форме.
1. ИСКАТЬ «ЛОЯЛЬНУЮ» ШКОЛУ
Наверное, это неизбежно при выборе СО впервые. Наверное, требуется получить некоторое количество шишек (или пинков), чтобы избавиться от иллюзии, что существуют школы, где нас ждут. Эта иллюзия отвлекает от того, что действительно необходимо сделать при выборе школы. Оставь надежду, всяк сюда входящий.
Даже не знаю, стоит ли добавлять, что люди в системе все-таки существуют, и кому-то встретится завуч/директор, которая скажет: «Конечно, Ваше право» — и даст Вам все, о чем вы и сами мечтали. Потому что это из категории чуда, то есть стоит ценить, но не надеяться.
Правильный подход — школу нужно воспитывать. И будет вам и график по вашему запросу, и консультации, и демонстрационные версии, и лояльность. Выберите школу по соседству и предложите им свои условия письменно. Достаточно мало родителей готовы так подходить к делу, поэтому большинство аттестуется за деньги в дистанционках.
2. СЛЕПО СЛЕДОВАТЬ УКАЗАНИЯМ ШКОЛЫ
Ох, сколько историй я могу рассказать в качестве иллюстрации зависимости родителей от слов работников школы… Большинство родителей даже понимают это, но сделать мало что могут — куда их посылают, туда и идут. Ну что же, нам необходимо не просто знания иметь о наших правах, а вытащить себя из этого гипноза.
Понятно, что уболтать родителя завучу легко, он все же в этом профессионал ???? Он десятилетия тренировался справляться с теми, кого нужно уговорить сделать то, что тот не хочет… Но это ещё не всё. Всё еще хуже, на самом деле:
В школе всё зависит от решений родителя, но все верят, что в школе всё зависит от директора.
А по закону директор там чуть ли не самое бесправное лицо. Чтобы это объяснить, много надо бы сказать, но не место тут, сосредоточусь на ошибках, а кому важно все понять, пожалуйте ко мне на курс. А здесь я приведу пару важных примеров к сказанному в контексте ошибок:
3. ДУМАТЬ, ЧТО ПРИЁМ В ШКОЛУ ЗАВИСИТ ОТ ВОЛИ ДИРЕКТОРА
Непросто вложить в свою голову непривычную для нашего общества мысль, что в школе всем командует родитель. И получается так: вот закон, в котором говорится, что
В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест«, ст. 67 Закона об образовании РФ.
А родитель, если и знает о нем, то не верит. Вот в слова директора — «У нас в школе семейного образования нет» — верит. В слова секретаря «Не могу взять у вас заявление без указания директора» — верит. А закон у нас не значит ничего.
Дорогие мои, любимые, лучшие, самые ответственные и сознательные родители-СОшники. Не говорите мне, что вашим директорам плевать на закон. Потому что, когда вы считаете, что прием в школу зависит от воли директора, от прописки, от чего угодно, только не от вашего желания — это вы игнорируете закон. Итак, по буквам. «Может быть отказано только…» означает ровно одно — «МОЖЕТ БЫТЬ ОТКАЗАНО ТОЛЬКО…» Просите — вам не имеют права отказать.
То есть, во-первых, язык закона прост: что там написано, то и читается. Тот, кто придумывает что-то от себя, этот закон извращает, и следовательно, нарушает. Это элементарные принципы права.
Во-вторых, закон нарушить нельзя, в смысле, бесполезно это — все равно заставят все исправить. Есть органы, которые следят за исполнением закона (по вашему заявлению, естественно), есть Административный Кодекс, в котором прописаны последствия, и все это работает практически безотказно. Все равно зачислят и аттестуют.
Итак, не нужно придумывать то, чего в законе не написано: что в школу берут по прописке, по желанию директора, или что на это как-то влияет локальный акт школы, в котором, будто бы «не предусмотрена семейная форма», все это просто чушь. И это не просто нарушение закона — дело в том, что никакой силы у слов директора нет.
А как же получается, что эти слова, как правило, прекрасно действуют, и цель обычно достигается? Всё просто, силу им придает сам родитель: слушает — и не пишет заявление, от которого как раз всё и зависит!
Потому что в школе только один субъект, который всё решает — это родитель. Остальные — регистрируют заявление в положенный срок, издают приказ о приеме в качестве экстерна для прохождения промежуточной аттестации в положенный срок, создают график ПА, согласовывают его с родителем и тд и тп…
Если же вы, печальные, развернулись и пошли искать «лояльную школу», во-первых, легко предсказуемо, что вы ее не найдете, а во-вторых, вы не берете то, что, на самом деле, легко берется — нужно только обрести новую привычку: говорить «нет», если что-то не в ваших интересах.
У вас, родителей, в школе все права, только от вас все зависит, от ваших просьб — письменных, конечно, это же бюджет, чтобы в школе что-то случилось, родитель должен сначала официально попросить. А кто вам в школе заявления пишет? Не глядя подписываете?
Правильный подход —
- Написать заявление так, как выгодно вам, а не школе. Не просить то, чего не хотите. Образцы заявлений на нашем сайте учитывают именно наши, родительские, интересы.
- Зарегистрировать заявление у секретаря (поставить штамп с номером входящих документов)
- Если отказываются регистрировать, позвонить в любой орган выше — Управление образования, Прокуратуру, обрнадзор, они вам помогут. Школа не может не взять заявление, она обязана его взять, с точки зрения ее начальства тут и обсуждать нечего. И если не может предоставить то, что вы просите, обязана письменно отказать с опорой на закон. Чего она, конечно, не сделает при наличии мест.
- Либо послать заявление по почте — все письма с почты регистрируются.
Вот и всё. После регистрации (если у директора нет возможности отказать в приеме в школу по формальной причине отсутствия мест) в течение 5 дней школа обязана издать приказ о зачислении. То есть школу никто не спрашивает — будет она вас зачислять или не будет, у нее такого выбора нет.
Итак, решающую роль в приёме в школу (и на очное, и на заочное, и на СО) играет заявление родителя. Прописка не важна, место проживания тоже, таков закон. Если места есть, на заявление отказать невозможно. Если нет мест, директор все же может взять, но это уже его воля. Если же мест нет и в других школах около дома, и никто не стремится взять СОшника сверх нормы в 25 учеников — в дело вступает Управление образования (по вашей просьбе, естественно). И вероятнее всего, вас определят как раз в школу по прописке, просто по «просьбе» начальства из УО, которому директор школы «не может отказать»…
Ну, вот так, коротенько. Всё это может усложниться, палки в колеса они мастера ставить, но итог будет один — в школу возьмут, хоть на очное, хоть на СО, все едино, ни один ребенок не останется вне системы. Если что — обращайтесь, поможем.
Ну а пока следующая ошибка, которая столько проблем потом несет за собой:
4. ДУМАТЬ, ЧТО ГРАФИК ПА СОСТАВЛЯЕТ ШКОЛА, ТОЧКА.
Не так это. Нельзя заставить ребенка сдавать экзамены по графику, не согласованному с родителем. Приказ Минобра № 115 не разрешает.
«Для экстернов по согласованию с ними или родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся утверждается график прохождения промежуточной аттестации«, п. 27 Приказа Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”
Иначе говоря, пока вы не одобрите, ничего не начинает действовать.
Опять же, бесконечны всяческие отговорки директоров, почему эта фраза не значит того, что значит. Не стоит сильно вникать, на чем основаны их лживые утверждения, только сами запутаетесь. Главное, не воспринимайте их слова как закон — закон вот, перед вами, выше. Держитесь его. Если сами не знакомы с законодательством — изучите Приказ Минпросвещения № 115 А они пусть свои слова перед начальством своим повторят (и они не повторят).
Правильный подход —
- не подписывайте график, если не согласны
- Если школа не составила график или не спрашивает вашего согласия, поставьте ее в известность, что не станете аттестоваться с нарушениями. Если школа игнорирует вас, обратитесь в Управление образования
- Если у вас есть собственное представление, как и когда вы хотите пройти аттестацию — изложите его в заявлении.
Итого, решаете вы. Всё.
Но я не скажу, что аттестоваться лучше всего — бесплатно в школе по месту жительства. Конечно, чтобы дать хороший совет, необходимо изучить ваши условия и пожелания. Но знаю, в большинстве случаев разговор закончится выбором дистанционки. СО — это свобода. И дистанционка делает эту свободу почти полной.
Однако и дистанционку нужно выбирать! И тут тоже есть свои ошибки. Которые иногда заканчиваются серьезными проблемами, вплоть до потери денег и неполученного аттестата. Все очень просто:
5. НЕ ГОНИТЕСЬ ЗА ДЕШЕВИЗНОЙ!
Причем, и речь-то обычно идет о какой-то паре тысяч. И идут из-за такой «экономии» в дистанционки, которые не раз обманывали родителей, которым и предъявить потом нечего, так составлен договор. Не нужна нам такая экономия!
А что нужно? Прежде всего — честность и увлеченность руководства своим делом.
И вот как вы заранее проверите честность? Опять сидеть в интернете часами, искать отзывы… Причем, всякие новички-бизнесмены от образования прежде всего не в команду вкладываются, а в рекламу. Глаза намозолят, а ничего не стоит за ними: ни людей, готовых выкладываться, решая возникшие проблемы, ни опыта, ни авторитета у школ-партнеров, выдающих документ об образовании. Ни отзывов — кроме написанных самими менеджерами. А как все хорошо выглядит…
Чтобы не было проблем в аттестации дистанционно, это вряд ли; помните присказку про мусор — чисто там где убирают? Так и тут… Как говорится — «и что может пойти не так?» Да что угодно. И когда проблема возникла, а вам не отвечают неделями, когда вам вообще отказывают в ее решении, — вплоть до того, что и аттестации нет, и деньги не возвратим… Как же глупо бывает сэкономить — хотя и так аттестация очень дешевая, какая уж особая выгода от пары штук в год — а потом вляпаться в нерешаемые проблемы…
Понятно, что условия аттестации тоже важны и по ним тоже нужно изучить рынок, узнать, что могут предложить разные школы. Их сейчас очень много.
Правильный подход —
- Определить свои цели: вы хотите только аттестоваться, только учиться или учиться и аттестоваться; экзамены тестами или нет, под камеру или нет, список может быть большой.
- Изучить рынок, сравнить условия по своим четко сформулированным критериям.
- Найти отзывы родителей о дистанционках, которые вам подходят, и желательно на форумах, а не на сайте самой дистанционки
- Если на все это у вас нет времени, обратиться к независимому консультанту
Мы постоянно следим за рынком и можем посоветовать, куда не ходить, и чьи условия сейчас лучше. Но все же, главное — это надежность. И закономерно, что и лучшие условия аттестации, и приверженность интересам родителя и ребенка сходятся в одних и тех же школах. Просто руководитель честен, а отсюда следует все остальное. По моему опыту — никого не знаю более увлеченного делом и более ответственного, чем Анастасия Колпакова с ее детищем — СОтворчеством. Поинтересуйтесь у них условиями, все расскажут и объяснят бесплатно, а мы перейдем к последнему пункту нашего списка ошибок.
6. НЕ ПОДЧИНЯЙТЕ УЧЕБУ ОТНОШЕНИЯМ СО ШКОЛАМИ
Учеба — котлеты. Аттестация — мухи. Да-да, аттестат нужен. И вы его получите. Но это формальности, бумажки, пусть и нужные (временно — после поступления от них никакого толку).
Нам на СО школы нужны только для того, чтобы получить эту бумажку. Аттестат мало связан со знаниями. Точнее, для его получения нужны другие знания — «как успешно аттестоваться». Для чего использовать дистанционку в 9 и 11 классе, как подготовиться к тестам ОГЭ и ЕГЭ и т.д. Например, не все понимают, что в последний год перед ОГЭ проходить 9 класс — значит, не готовиться к ОГЭ.
А вот что вы потом делать будете, если посвятите всего себя требованиям школьных программ? Даже после вуза молодые люди не знают, что хотят, не знают, как заработать, не имеют навыков, не умеют продать свои навыки, даже если они есть, не умеют понимать тексты и создавать их, не умеют говорить, убеждать, вести за собой и много еще чего. Что, собственно, и является для многих причиной выбора семейной формы. Так давайте пользоваться основным преимуществом семейной формы — свободой — и будем учиться эффективно и рационально.
Правильный подход —
Пусть аттестация занимает в вашей жизни место, которое она заслуживает. Это место — формальность, вынужденная, неизбежная, иногда неприятная и отнимающая время от настоящих дел. Займитесь настоящими делами.
Не подчиняйте учебу отношениям со школами. Ребенок главный, а не бюрократы. Они уйдут, ребенок останется ваш навсегда… Рулите школой. Наши советы помогут вам в этом. Или оплатите дистанционку, и используйте полученную свободу с умом!
Как выбрать дистанционную школу и не ошибиться, можно спросить здесь. Но если вам нужен наш совет — идите в СОТВОРЧЕСТВО