Новый Приказ (от 22 марта 2021 г. № 115)
В сфере СО довольно редко бывают изменения в законе, хотя семейному образованию в нашей стране уже скоро 30 лет. С каждым из новых нормативных актов возникает много вопросов. Чтобы предотвратить путаницу, разберем последний приказ.
Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115
22 марта 2021 г вышел Приказ Министерства просвещения РФ № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Это приказ не о семейном образовании, этот документ регулирует освоение школьных программ в целом, и прежде всего – деятельность школ. Ну а раз мы при прохождении ПА тоже в школу зачисляемся, то и к нам он относится.
Порядок осуществления образовательной деятельности существовал и до этого, но он был нам неинтересен, поскольку всё, что в нём говорилось – семейная форма существует, и каждый имеет на неё право. В новом тексте Порядка семейному образованию уделено гораздо больше внимания.
Что нового для нас введено в этом Порядке?
Мы не раз писали о том, что каждый приказ Минпросвещения, как и любой другой нормативный акт об образовании, должны соответствовать Конституции и Закону РФ Об образовании №273-ФЗ.
Как и принято, приказ повторяет многие положения закона, и мы разберем только те пункты, которые закон дополняют, конкретизируют и вводят те нормы, которых ранее не было.
Сроки для уведомления Управления образования
Первое и основное – введены сроки для уведомления органов самоуправления (Управы в Москве и Управления образования в регионах).
Ст. 63 Закона об образовании предписывает родителям при выборе СО уведомлять орган местного самоуправления по месту проживания. Приказ № 115 от 22 марта 2021 определил для этого срок:
в течение 15 календарных дней с момента утверждения приказа об отчислении обучающегося из Организации в связи с переходом на семейное образование или не менее чем за 15 календарных дней до начала учебного года, в котором планируется переход на семейное образование.
Совсем не радует такое нововведение. И дело вовсе не в сроках. Сама формулировка дает простор для нарушений законодательства на местах, в школах и местных отделах образования. Так что давайте разберемся с этой фразой по частям — чтобы нам было что возразить на возможные незаконные требования.
Что решает это уведомление?
Вообще-то, ничего. В этом заявлении мы ничего не просим, мы только оповещаем Управление образования о своем выборе. Выбор семейной формы не зависит от этого уведомления, органы самоуправления не могут нам ни разрешить, ни запретить выбор формы, они просто принимают к сведению.
Это уведомление самим органам управления нужно, чтобы нас «посчитать». Закон обязывает их вести учет детей школьного возраста, в том числе и на СО.
Санкции
Ни Закон об образовании, ни Приказ 115 ничего не говорит о санкциях. И если вы выбрали СО и не уведомили до 15 августа, уведомьте после 15. Не принять ваше заявление Управление образование не может, закон об обращениях граждан* не позволит.
* Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ дает право каждому гражданину обратиться письменно и устно в любой орган власти, в любое учреждение или организацию, у которых есть публично значимые функции.
И то учреждение, в которое обратился гражданин, обязано провести работу по этому обращению, и официально, письменно ответить на него в течение месяца. Ни школа, ни управление образования не может не принять заявление, и не может проигнорировать его.
Подробнее: Закон об обращениях граждан
Отказать Управление образования на наше заявление-уведомление тоже не может, это будет нарушением права на выбор формы – ведь закон ничем не ограничивает выбор формы, в том числе и сроками. А принцип высшей юридической силы* не дает подзаконному правовому акту ограничивать права, данные законом, можно только расширить права по сравнению с ним. Единственная наша задача – зарегистрировать заявление-уведомление и твердо отвечать на претензии УО: «Хотите отказать в выборе формы? Присылайте официальный письменный отказ, будем разбираться».
* В законодательстве существует строгая система соподчинённости нормативных актов.
Каждый нормативный акт должен строго соответствовать любому нормативному акту, имеющему по отношению к нему высшую юридическую силу, или приоритет.
В России установлена следующая иерархическая система нормативных правовых актов (в зависимости от их юридической силы)…
Подробнее: Что представляет собой законодательство РФ?
Опять отчисление?
Первый вариант срока уведомления – «в течение 15 календарных дней с момента утверждения приказа* об отчислении обучающегося из Организации в связи с переходом на семейное…»
* Согласно приказу Минобра РФ от 12 марта 2014 г. N 177, приказ об отчислении должен быть издан в течение 3 дней.
Но Минобр сам же отвечал родителям на жалобы на незаконное отчисление из образовательной организации, что отчисления в связи с переходом на СО законом не предусмотрено. Подробнее: Из ответа Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки РФ
То же самое отвечал и Совет Федерации:
В своем обращении Вы сообщаете, что школы требуют от родителей забирать детей, находящихся на семейном образовании из школ и такое явление носит массовый характер. Необходимо отметить, что указанные действия не основаны на Законе. Если ребенок обучается в форме семейного образования, то он уже не является учащимся школы, но остается ее обучающимся-экстерном, проходящим в ней аттестацию.
Что делать?
Если вы уходите из этой школы по вашему желанию, не хотите в ней аттестоваться – напишите, как и просит школа, заявление на отчисление и уведомьте УО в течение 15 дней, как написано в приказе.
Хотите остаться в этой школе? – не пишите заявление на отчисление, заставить вас никто не может. А чтобы закрепить ваш статус экстерна, проходящего аттестацию в данной школе — напишите заявление с просьбой аттестовать в качестве экстерна. И уведомьте после этого УО, в течение 15 дней.
Подробнее: Образцы заявлений
И снова напомним: заявление должно быть зарегистрировано!
Если вы ошиблись и не уведомили, как положено
Что бы ни говорила школа и УО в случае, если вы эти сроки нарушили – Приказ в этом пункте не говорит о выборе формы, а только об уведомлении. 15 дней не для выбора формы, а для уведомления. Не подменяйте одно другим! Уведомление не равно выбору формы! Не уведомили вовремя — уведомьте сейчас.
График аттестации должен быть согласован с родителем
Второе нововведение не совсем нововведение. Необходимость согласования графика аттестаций с родителем следует из нашего права на индивидуальный учебный план, да и Письмо Минобра РФ от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме» предлагало разрабатывать график с учетом мнения родителя и «исходя из темпа и последовательности изучения учебного материала».
Но в Порядке, предназначенном для регулирования работы школы, эта фраза звучит намного основательнее:
Для экстернов по согласованию с ними или родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся утверждается график прохождения промежуточной аттестации.
А вот запрет проводить более одного экзамена в день — это определенно новое:
Промежуточная аттестации экстернов проводится по не более одному учебному предмету (курсу) в день.
Что еще?
По большому счету, кроме последнего пункта и сроков уведомления, в приказе нет ничего нового. Требование согласовывать график с родителем было и ранее, но здесь оно выражено чётче и на него легче опираться, когда мы просим, к примеру, блочное обучение.
Приказ повторяет уже известные нам нормы закона о нашем праве на выбор формы, о праве сменить форму в любой момент, а также сочетать формы получения образования и обучения, о праве на выбор организации для прохождения аттестации, обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение.
В 26 пункте приказ упоминает СО в связи с правом на выбор такой формы для очников-двоечников. В 27 пункте – о нашем праве пройти ПА и ГИА, и обязанности ликвидировать академическую задолженность; все как в 58 статье Закона об образовании. Там же упомянуто право на зачет отметок из других ОООД по ст. 34, но после издания приказа о Порядке зачета в 2020 году с зачетом отметок стало все сложно. Подробнее
При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.
Пожалуй, единственное, на чём ещё можно было бы остановиться – фраза из 27 пункта Порядка (которая тоже была в Письме Минобра от 15 ноября 2013 года):
По желанию родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся Организация для прохождения аттестации может быть определена на один учебный год, на весь период получения общего образования либо на период прохождения конкретной аттестации.
Теперь у нашего права выбирать любой срок зачисления для ПА (от одного дня до 11 лет) более серьезное основание, чем письмо Минобра, – статус Порядка, по которому работает школа.
Ну и последнее из 27 пункта:
Экстернам, прошедшим промежуточную аттестацию и отчисленным из Организации, выдается справка.
Приказ принят, но не вступил в силу. Его действие начнется с 1 сентября этого года, и срок 15 дней после приказа об отчислении в этом учебном году действовать будет, а вот 15 дней до 1 сентября 2021 года пока не будет работать.
Ниже документ приведен частично. Полностью с ним можно ознакомиться в пдф файле выше, либо по ссылке на правовую систему Консультант Плюс
Утвержден
Приказом Минпросвещения РФ
от 22 марта 2021 г. № 115
Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования
- Организация и осуществление образовательной деятельности
- Формы получения образования и формы обучения по общеобразовательным программам определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г, N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
- Общее образование может быть получено в Организациях, а также вне Организаций — в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования.
Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.
При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых они проживают, в течение 15 календарных дней с момента утверждения приказа об отчислении обучающегося из Организации в связи с переходом на семейное образование или не менее чем за 15 календарных дней до начала учебного года, в котором планируется переход на семейное образование.
Обучающийся, получающий образование в форме семейного образования в семейной форме, по решению родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в любой иной форме, предусмотренной законодательством Российской Федерации в сфере образования, либо вправе сочетать формы получения образования и обучения.
- Обучающиеся, получившие основное общее образование или достигшие восемнадцати лет, имеют право на выбор Организации, формы получения образования и формы обучения.
- Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемых общеобразовательных программ осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами Организации.
Индивидуальный учебный план формируется с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования соответствующего уровня, в том числе к перечню учебных предметов, обязательных для изучения.
- Сроки получения начального общего, основного общего и среднего общего образования устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.
При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом срок освоения общеобразовательной программы может быть изменен Организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
- Содержание начального общего, основного общего и среднего общего образования определяется образовательными программами начального общего, основного общего и среднего общего образования.
- Требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения общеобразовательных программ определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами с учетом требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
- При реализации общеобразовательных программ Организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания общеобразовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий
- Учебный год в Организациях начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом соответствующей общеобразовательной программы. Начало учебного года может переноситься Организацией при реализации общеобразовательной программы в очно-заочной форме обучения не более чем на один месяц, в заочной форме обучения — не более чем на три месяца.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике предусматривается чередование периодов учебного времени, сессий и каникул. Продолжительность каникул должна составлять не менее 7 календарных дней. Сроки начала и окончания каникул определяются Организацией самостоятельно.
- Количество обучающихся в классе (группе) определяется, исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных кабинетах.
- При реализации утвержденных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) общеобразовательной программы объем домашних заданий (по всем учебным предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали времени, установленного Гигиеническими нормативами.
В первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.
- Освоение общеобразовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) общеобразовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяются Организацией самостоятельно.
- Освоение обучающимися образовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается итоговой аттестацией, которая является обязательной.
Обучающиеся, освоившие в полном объеме соответствующую образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс.
Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно.
Обучающиеся в Организации по общеобразовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей), оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным общеобразовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выдается в установленном законодательством об образовании порядке аттестат об основном общем или среднем общем образовании, подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня.
Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании, образцы которых самостоятельно устанавливаются Организациями.
Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы основного общего и среднего общего образования и (или) отчисленным из Организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому Организацией (далее — справка).
Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти государственную итоговую аттестацию в сроки, определяемые порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.
Обучающиеся, освоившие образовательные программы основного общего образования и получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, по усмотрению их родителей (законных представителей), с учетом мнения обучающихся, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) могут быть оставлены на повторное обучение или получить основное общее образование в форме семейного образования с последующим прохождением государственной итоговой аттестации в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
- Лица, осваивающие общеобразовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию (далее — аттестация) в Организации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам соответствующего уровня. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти аттестацию экстерном в Организации бесплатно.
Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося осуществляют выбор Организации для прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации, в том числе на основе рекомендаций органа местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которого они проживают.
По желанию родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся Организация для прохождения аттестации может быть определена на один учебный год, на весь период получения общего образования либо на период прохождения конкретной аттестации.
При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.
Срок подачи заявления на зачисление для прохождения государственной итоговой аттестации в Организацию составляет:
по образовательным программам основного общего образования — не менее чем за две недели до даты проведения итогового собеседования по русскому языку, но не позднее 1 марта;
по образовательным программам среднего общего образования — не менее чем за две недели до проведения итогового сочинения (изложения), но не позднее 1 февраля.
Для экстернов по согласованию с ними или родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся утверждается график прохождения промежуточной аттестации. Промежуточная аттестации экстернов проводится по не более одному учебному предмету (курсу) в день.
Обучающиеся, не освоившие образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.
Обучающиеся по общеобразовательной программе в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в Организации.
Обучающиеся по общеобразовательной программе в форме семейного образования имеют право на зачет Организацией результатов промежуточной аттестации, пройденной в других Организациях, в установленном порядке.
Экстернам, прошедшим промежуточную аттестацию и отчисленным из Организации, выдается справка.
III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Читать документ полностью на сайте Консультант Плюс