Главное — оставаться родителями
Родителям, которых заинтересовала возможность дать детям семейное образование, будет интересен наш опыт работы. Нам приходилось не только обучать собственных детей. Мы видели больше двухсот ребят, которых родители решили учить дома. Причины различны, однако, их можно условно разделить на несколько групп: неравномерное развитие, ранняя профессиональная ориентация ребенка, раннее интеллектуальное развитие, драматическое стечение обстоятельств, выбор родителей.
Неравномерное развитие
МАРИНА К. родилась в октябре, пошла в школу, когда ей было неполных семь лет. До этого, в подготовительной группе детского сада, ее пытались научить читать, но ничего не получилось. Учительница, увидев, как читает эта девочка, предложила маме подождать еще год. За этот год у девочки обнаружились способности к рисованию, она стала хорошо писать и считать. Проблемы же с чтением остались. Но было ясно, что если девочку не торопить, она зачитает. А если пойдет в школу, то через пару месяцев получит ярлык «двоечницы» по чтению и никто не будет обращать внимания на то, что она хорошо считает и пишет. Мы и предложили родителям научить дочь читать дома и пройти за год программу первого и второго классов.
Ранняя профессиональная ориентация ребенка
КОСТЯ Д. хорошо учился в начальной школе по всем предметам. Проблем у него не было, но хотелось больше времени уделять музыке. Родители хотели того же, и поэтому, когда закон разрешил обучение в семье, ребенка забрали из школы. Появилась возможность планировать структуру занятий, самим организовывать рабочий день, первым уроком для этого мальчика всегда была игра на фортепиано. В результате через три года он занял первое место на конкурсе пианистов Московской области. По мнению учительницы музыки — исключительно благодаря тому, что он занимается музыкой по утрам.
Раннее интеллектуальное развитие
ДИМА Ф. учился во втором классе и у него не возникало проблем, связанных с учебой и взаимоотношениями с ребятами. Проблемы были только с поведением — энергия била через край. Учительница не сумела найти к нему подход и решила вступить с ним в «равные отношения». Несколько раз при всем классе она говорила, что Дима умнее всех, но он не должен ей мешать объяснять новый материал другим детям. После этого самооценка восьмилетнего мальчика неадекватно возросла, а проблемы с поведение начали нарастать. Проще говоря, мальчик решил, что раз он самый умный, значит, ему все можно. Через несколько месяцев, после того как мальчик перешел на обучение в семье, он сдал экзамены за начальную школу и начал заниматься по программе второй ступени с опережением по математике. Сейчас он опережает своих сверстников в обучении на два класса. Так как занятия проходят в основном дома, мальчик не имеет психологических проблем, которые как правило возникают у детей, перескакивающих через класс.
Драматическое стечение обстоятельств
ЧЕРЕЗ несколько дней, после того как Саша Т. пошел в первый класс, у него случился приступ острого аппендицита. Ему сделали операцию под общим наркозом, но не удачно, и через десять дней пришлось делать еще одну, опять под наркозом. Спустя два месяца с точки зрения медицины Саша был готов пойти в школу. Он вернулся в свой класс. Но догнать одноклассников в учебе ему не удалось. В результате к четвертому классу ребенок не умел читать. Родители пытались решить проблему в рамках школы. Когда это не удалось, они забрали сына на обучение в семье, чтобы сделать то, чего не смогла школа.
Выбор родителей
ЭТО, ПОЖАЛУЙ, самая распространенная причина, когда родители считают неприемлемой нравственную и психологическую обстановку в школе.
По нашему мнению, разговоры о том, что семейная форма обучения предназначена для тех, кто «не вписывается в систему» справедливы лишь настолько, насколько не вписывается в систему любой человек. Система, в частности, система школьная, чересчур узка, и из-за этого способна решать лишь свои проблемы, а проблемы конкретных людей — насколько получится.
Положительные моменты
ПО СВОЕМУ опыту мы видим — главный результат обучения в семье заключается в том, что ребенок остается ребенком. Это означает, что он не теряет интереса к познанию, а значит, способности к развитию. Человек, потерявший интерес к познанию, навсегда остается на том уровне, на котором произошла потеря интереса, то есть остается инфантильным.
Второй результат — ребенок приобретает способность извлекать знания из книг. Вполне возможно, что школа может дать ученику большую сумму знаний. Но, обучаясь в семье, ребенок обретает метод «добывания» знаний. Обнаружив, что он чего-то недополучил, человек знает, как взять недостающее.
Как включить ребенка в процесс познания?
ИЗ ОПЫТА многих семей известно, что когда ребенок начинает учиться в семье, главная проблема родителей не учебная, а организационная. Нужно подобрать учебник поинтереснее и определить темп освоения предмета. Такой темп, чтобы ребенок не испытывал перегрузок, но при этом ему не было слишком легко.
Когда ребенок научиться самостоятельно учиться, родителям нужно только создавать условия для реализации его самостоятельности. Его уже не надо учить, требуется только помогать «брать» знания: подсказать название нужной книги, посоветовать сходить в библиотеку, в крайнем случае — нанять репетитора. BR>Очевидно, что обучение в семье дает прекрасные результаты. Но эти результаты не даются «бесплатно».
Прежде всего, родителям нужно вникнуть в проблемы образования и развития собственного ребенка, найти разумные способы решения этих проблем. Необходимо также осознать и принять новый статус людей, по-иному, чем другие, взаимодействующих с традиционной школьной системой. Важно, например, понимать, что разговоры школьных учителей о вашей неспособности преподавать ребенку физику, химию или любой другой предмет, в котором вы не являетесь профессионалом, не имеют к вам никакого отношения. По нашему опыту люди, успешно обучившие своих детей в семье, не были школьными учителями. А их дети получили аттестаты благодаря разумности родителей и их любви.